Осознанное родительство

Задачи матери ребенка до 4 лет: развитие органов и систем

Пример HTML-страницы

Задачи матери ребенка до 4 лет: развитие органов и систем

Задачи матери ребенка до 4 лет. Часть 2: стимулы для развития органов и систем

Привет, друзья! Сегодня я собираюсь продолжить тему задач матери малыша в первые четыре года его жизни — самый важный и чувствительный период, закладывающий фундамент всей жизни человека. В прошлой статье я рассказала вам о первых трех пунктах списка:

  • дать ребенку возможность побыть ребенком
  • научить его проявлять чувства
  • научить ребенка любить себя

что это значит и почему это так важно, читайте здесь, кто пропустил. А мы продолжим и разберем пункт 4. Да, только один пункт, потому как он у нас самый объемный и включает много подпунктов. Сейчас увидите сами!

4. Дать стимулы для развития органов и систем ребенка

Нервная система и головной мозг

Мозг развивается на 60 процентов в первый год жизни и на 85 к 3 годам. Именно поэтому многие думают, что после трех уже поздно… да, кое что поздно, действительно, и это не начать играть на скрипке и не решать уравнения.

Все что происходит до 3-4 лет в жизни ребенка уходит в его бессознательное, становится фундаментом его личности, образом мыслей, внутренней религией, если хотите.

Для того, чтобы процесс закладки этого фундамента прошел благополучно, от родителей требуется, во-первых, не ограничивать ребенка в получении разнообразного опыта — не только позитивного, но и негативного. Во-вторых, позволить ребенку принять на себя ту нагрузку, на которую он рассчитан (об этом я уже писала в пункте 1).

И, в-третьих, не взваливать на ребенка ту нагрузку, на которую он НЕ рассчитан — а именно, нагрузку собственных тяжелых эмоций, страхов и неразрешенных конфликтов. А иначе большую часть энергии, которую он должен тратить на развитие своей нервной системы, ребенок будет тратить на защиту. Такие дети могут серьезно отставать в развитии, быть болезненными, замкнутыми или тревожными.

Таким образом важнейшее условие адекватного развития нервной системы и головного мозга ребенка — всего лишь безопасная, дружественная среда, хорошая, легкая атмосфера в семье и любовь родителей.

Иммунная система

Развивается у ребенка до 7 лет. С 6 месяцев до трех лет — самая активная фаза, что связано, как вы, думаю догадались, с грудным вскармливанием.

До шести месяцев в хорошем варианте малыш питается только материнским молоком, за счет чего он как бы подключен к имунной системе матери. Затем, с началом прикорма и новой фазой развития пищеварительной системы, ребенок начинает формировать собственный иммунитет.

В этот период ребенок начинает перемещаться по квартире и упорно тянуть в рот все, что попадается на глаза. Причем, такое ощущение, что выбирает, что погрязнее! Есть мнение, что это действительно так ) Ну а сами подумайте, как еще не вымер человеческий род, будь это так опасно и бессмысленно, как думают многие молодые мамы???

На самом деле это явление — часть становления имунной системы, она развивается через столкновение с патогенами. А грудное молоко при этом является средством против этих патогенов, так как содержит около 20 противовирусных факторов и порядка сорока антибактериальных. Таким образом организм тренируется взаимодействовать с плохими ребятами, а молоко не дает им шибко разгуляться.

Сюда же относится бережное холистическое лечение, если уж маленький человек все-таки заболел. Если необходимо лечение симптомов, то мягкими средствами, такими как травы, насыщенные витаминами продуты, например, ягоды или цитрусовые.

Важно правильное отношение к детским болезням. Некоторые болезни в детском возрасте естественны и переносятся легко, в то время как во взрослом возрасте могут привести к трагическому исходу, например, краснуха. Кстати, к этой болезни получить устойчивый иммунитет на всю жизнь можно только переболев ею, а прививка может и подвести в самый ответственный момент, например, при подготовке к беременности (краснуха очень опасна именно для беременных).

И последнее здесь — естественное закаливание:

  • не стоит чрезмерно кутать ребенка и защищать от сквозняков;
  • давать только теплую жидкость для питья;
  • подмывать или купать только в очень теплой воде.

Ребенок волне рассчитан на перепады температуры. И даже самый маленький малыш имеет зачатки управления своей температурой — он прижмется к маме ночью, если замерз и отстранится, если ему жарко. Ребенок обязательно даст знать, если его пора согреть. Если отнять у него эту функцию, она просто перестанет работать, а вот это уже проблема.

Пример HTML-страницы

Костно-мышечная система

У младенца эта система развивается за счет того каким образом:

  • как он спит,
  • как его носят,
  • как его трогают,
  • как его пеленают.

Ни одна статья не поможет вам до конца понять, каким образом это делать правильно, а вот хороший инструктор по материнскому искусству или другая опытная мама может )

Каждый из этих пунктов, выполненный корректно, вносит свою лепту в формирование правильной осанки и позволяет избежать многих проблем с позвоночником. Например, правильный хват повлияет на то, когда ребенок начнет держать голову, а ношение на бедре помогает развить удержание спины.

До того как малыш начал ползать, ходить и бегать еще имеет смысл пестование (что-то между пассивной гимнастикой, массажем и игрой, когда мама поет ребенку пестушки, проглаживая его, сгибая и разгибая ручки и ножки), а после этого ребенок уже сам отвечает за развитие своей костно-мышечной системы, наматывая километры по квартире )) Ваша задача — дать ему возможность двигаться свободно и обеспечить безопасность.

Сердечнососудистая система

На ее развитие сильно влияет движение и подходят рекомендации из предыдущего пункта. Добавлю лишь только о развитии капилярной сети. Об этом я уже писала ранее в статье о роли прикосновений в развитии ребенка.

Помочь развитию капилярной сети можно просто напросто обнимая и тиская ребенка ) Недаром малыши так любят, когда в игре их хватают, подбрасывают и сжимают. Разумеется, такие действия возможны только если ребенок испытывает восторг от происходящего. Да-да, именно восторг ) Если малыши визжат и смеются, когда с ними так обращаются, тогда все окей.

Вестибулярный аппарат

Начинает развиваться внутриутробно, затем требует укачивания и ношения   на руках, а с началом ползания и ходьбы развивается уже сам. Снова возвращаемся к рекомендациям о свободном движении.

Пищеварительная система

Здесь все просто. Основа становления пищеварения ребенка это грудное вскармливание. Этот естественный процесс сейчас под угрозой из-за того, что знания о нем еще не очень хорошо распространены в обществе. Большое количество вредных мифов делает его нуждающимся в защите. Обеспечить себя информацией и наладить ГВ —  задача будущей мамы номер один, ведь процесс начинается сразу же после родов!

Вкратце пробежимся по основным вехам:

  • В первые дни жизни крайне важно получить молозиво матери без всякого докорма. Молозиво обволакивает пищеварительный тракт и настраивает его на корректную работу.
  • До 6 месяцев исключительно ГВ без докорма и допаивания водой или смесями
  • С 6 введение педогогического прикорма: еда дается микро-дозами, мама и малыш едят одно и тоже, никаких пюрешек!
  • Далее постепенный переход на энергетический прикорм к 9 месяцам с сохранением прикладываний к груди. Грудное молоко уже не еда, а больше поддержка иммунитета и витамины.
  • К 3-4 годам ребенок уже может усваивать клетчатку.

Мочеполовая система

Наиболее благоприятно освоить высаживание. Это позволяет снизить все возможные риски патологий мочеполовой системы в будущем.

Но если по каким-то причинам это невозможно, следует очень осторожно относиться к одноразовым подгузникам и не злоупотреблять их использованием. Обязательно давайте возможность малышу побегать с голой попой или в хлопчатых штанишках.

Многие авторитетные возрастные психологи также считают, что злоупотребление подгузниками может вызвать задержку в развитии, например, речи.

И в заключении давайте вернемся к основному принципу развития, озвученному в заголовке — «дать стимулы». Что это значит? Сразу после рождения ребенок совершенно беспомощный и его развитие полностью зависит от того, как с ним обращается мама. Все ее действия по сути и есть стимулы для развития. Они могут быть достаточными и недостаточными, корректными и некорректными. Поэтому так важно иметь правильное представление об уходе за новорожденным.

И не менее важно знать, как постепенно снижать степень зависимости от матери и силу ее воздействия на ребенка, передавая контроль в его руки. Все искусство развития в том, чтобы соблюдать этот баланс зависимости и самостоятельности. Я желаю вам никогда не терять его ) Оставайтесь на связи, у нас осталась еще одна часть этой статьи, которая выйдет на следующей неделе.

Статья написана на основе конспекта лекции Галины Елтонской — психолога, инструктора по материнскому искусству и грудному вскармливанию, научного руководителя центра «Мамин Дом» , Новосибирск.

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.