Во сколько дети начинают говорить и как им помочь
Основные этапы формирования речевого аппарата
Все мамы с нетерпением ждут от своих малышей первых слов – ведь так хочется уже поболтать со своим молчуном. Но мало кто подозревает, что речь ребенка начинается задолго до осознанных слов. Потому помогать ребенку заговорить нужно не тогда, когда по принятым нормативам он не заговорил, а намного раньше, практически с рождения. Правда, ведь вы не задумывались об этом? А вот нейрофизиологи уже много что нам могут объяснить.
Этапы развития речи
Мы понимаем, что речь нам нужна для общения между собой. И новорожденный ребенок с нами уже общается – но пока посредством плача. Плач – это уже способ привлечь внимание родителей и донести до них свою потребность: о голоде, холоде, некомфортной одежде, боли. Откликаясь на эти потребности мы уже общаемся с малышом. И пока мы называем какие-то предметы, явления, зовем по именам ребенка и всех близких – мы уже формируем первую ступень речи ребенка – пассивное накопление слов. Именно потому, что слышит слова ребенок учится нашей речи. И вскоре сможет понимать наши просьбы. Иногда нужно как можно больше о чем-то просить и называть все больше предметов в его окружении.
И поскольку нервная система ребенка очень быстрыми темпами не первом году развивается, то малыш учится повторять за взрослыми все что слышит. Мы агукаем с ребенком – и он все больше в ответ говори «агу», пытаясь повторять нашу речь он произносит сначала слоги, а потом и целые слова. И это уже этап как раз активной речи, который родители так ждут. А малыш шел к этому моменту весь первый год своей жизни, пока внимательно слушал нас и следил за нашими губами, пока мы разговаривали с ним.
Речь складывается на нескольких уровнях.
Для того, чтобы начать говорить должны быть готовы мышцы лица, челюстей, языка – все они участвуют в произношении звуков и какие-либо проблемы на этом уровне могут давать задержку речи.
Самый верхний уровень – мозг. К тому моменту, когда ребенок должен заговорить, несколько отделов достигают взаимодействия между собой: один учится распознавать речь, другой отвечает за формирование слов, третий управляет мышцами.
И, конечно, нарушение согласованности на любом из уровней может привести к нарушениям речи.
А после рождения развитие ребенка происходит в ответ на то, что происходит вокруг него: что он слышит, как и кто с ним общается, как актвино он проводит свой день.
Нормы и сроки когда здоровый ребенок начинает говорить
После первых «агу» малыш за нами начинает повторять другие звуки – в первую очередь гласные «аа», «ууу», «иии», «оооо» и постепенно складывает их в слоги: «ма», «па», «ба», «да», «се». Это начинается лепет и происходит этот процесс с 4-6месяцев. Вместе с эмоциями – улыбкой, смехом — в этом возраста развивается и интонация, с которой малыш лепечет.
Во сколько ребенок должен начать говорить? Пассивный этап накопления слов к 12 месяцам позволяет ребенку соотносить знакомые предметы со звуками и названиями (показывает на картинке животных, называя их «ав-ав», «кар», «мее»), обращаться ко взрослым со своими просьбами пока на непонятном языке, но внимательные родители быстро начинают понимать многие просьбы малыша. Понятны становятся просьбы «дай», «принеси», «не хочу» — причем от малыша, так и сам ребенок уже начинает выполнять просьбы, искать и давать нам знакомые предметы – игрушки, бутылочку, пустышку. И каждому ребенку нужно свое время на отработку речедвигательные функций и произношения.
И далее в средних показателях развитие речи идет следующим путем:
Во сколько ребенок должен заговорить 12-18 мес повторяет за взрослыми несложные слова, может накопить 6-8 слов. 18 мес -2года знает и произносит слова, называющие предметы, животных, части тела. До 50 слов может накопить в свой запас. 2 -3 года весь этот период идет процесс формирования фраз, поначалу опять же с просьб – «мама дай». В беседе с малыш уже может задать вопросы, предложить что-то, ответить на вопрос. 3 года ребенок строит предложения, говорит на разные темы – может рассказать о себе как зовут, сколько лет, о чем ему читали книжку, что делал на прогулке
Как понять, что у ребёнка проблемы с речью
Воспитание ребенка заставляет маму становится экспертом в разных областях. Мы много читаем, обсуждаем с другими мамами. В некоторых случаях это только повышает тревожность, но в некоторых мамина внимательность и настойчивость позволяет вовремя выявить проблему.
В отношении формирования речи помогут заподозрить проблему такие признаки.
Когда следует беспокоиться
на этапе пассивного накопления слов признаками отставания формирования речи будут:
- в первые месяцы малыш не кричит
- в 4-5 месяцев не появилось гуление, эмоции: улыбка, оживление на появление мамы. Ребенок не реагирует на звуки. не ищет взглядом маму, игрушку.
- 8–9 месяцев не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный, не пытается повторять звуки за взрослым
в том возрасте, когда дети начинают говорить осознанно, тревожные признаки:
- 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на»
- Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
- 13–18 месяцев: не показывает знакомые предметы на картинке или вокруг, в лексиконе нет и шести слов к возрасту 18 месяцев
Ещё один важный сигнал для мамы: когда ребенок теряет уже приобретенное, например, малыш в 18 месяцам говорит шесть слов, но пару месяцев назад он использовал в речи больше 20 – это называется регресс в развитии и требует обсуждения с врачом.
Причина почему ребенок не говорит
Базовые функции всех систем – и мышц, и мозга – закладываются в то время, когда малыш находится еще у мамы в животике. Поэтому для правильного формирования так важно благоприятное течение внутриутробного периода и родов. На первом году малыш посещает педиатра каждый месяц, а невропатолога несколько раз в год. И эти осмотры позволят врачу выявить нарушения в формировании нервной системы – по рефлексам, поскольку нарушения на этапе внутриутробного развития в определенном периоде могут затронуть несколько областей мозга, в том числе связанных с речью. Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. При необходимости назначит обследование: УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. И тогда невропатолог заранее назначит или дополнительные методы воздействия или более частое наблюдение. Это даст возможность вовремя повлиять на становление речи.
Еще одной причиной отсутствия речи могут проблем со слухом – поскольку если малыш плохо слышит, то не распознает звуки и соответственно не учится их произносить. Сейчас у ЛОР врачей есть возможность проверить слух с помощью аудиометрии.
Как помочь ребенку заговорить
Во-первых, всем родителям нужно знать, что для развития новых навыков важно состояние безопасности, поскольку в стрессе наш организм хочет не обучаться новому, а спасать свою жизнь. Первый год жизни малыша особенно сложен для него – он только привыкает к новому миру. В этот момент особенно важна поддержка и забота родителей, создание благоприятной среды.
Второе важное условие развитие речи – много говорить. Ребенку нужно видеть как мы складываем губы, шевелим языком – поэтому общение лицом к лицу так важно. Живая речь отличается от телевизора, поэтому он не заменит родителей
Третье условие – обратная связь. Не ленитесь вместе с малышом проговаривать звуки. Играет малыш с игрушкой, лепечет «дя, мя, ся..», а мама в этот же момент повторяет какой-то один и после того, как привлекла внимание ребенка – предлагает новый звук. Совершенно не сразу ребенок поывтрит, но из раза в раз внимание взрослого приведет к тому, что малыш поймет, что от него ждут и начнет осознанно повторять.
Из открытий нейрофизиологии последних лет: все развитие ребенка растет на трех основах: физической, интеллектуальной и эмоционально-волевой. Они должны развиваться в балансе, иначе проблемы могут отразиться на любом навыке растущего малыша. Для того, чтобы понимать, что важно ребенку в каждом конкретном возрасте — нужно опираться на знания о сенситивных периодах развития.
Исходя из этих знаний, нейрофизиолги рекомендуют рассматривать занятия на развитие речи уже с момента рождения. Для этого по мере роста ребенка нужно подключать такие занятия:
- развитие мелкой моторики: перебирание пуговиц, круп, пальчиковые краски, шнуровки, сенсорные книжки
- освоение моторных навыков: по возрасту позволять ребенку много ползать, залезать и слезать, ходить, танцевать
- развитие неречевого слуха: узнавать содержимого коробочки по звуку, отгадывать музыкальный инструмент по звучанию, отличать звук предметов
- формирование пассивного словарного запаса: напевание потешек, чтение стихов. Значение имеет и ритмичность стихов, и звуковые сочетания, которые нравятся малышу и побуждают его их повторять.
- для накопления пассивного запаса слов нужно называть предметы и свои действия, привлекать внимание ребенка к деталям («за окном дождь: кап-кап», «листочки шуршат: шшш», «мама достает молоко из холодильника», «каша горячая, на нее нужно подуть»). Ребенок не только слышит речь, но и следит за движениями губ, видит эмоции на нашем лице.
- игры в игрушки, с которым можно построить разговор, увлечь в него ребенка.