Осознанное родительство

Педагогический прикорм или почему ваш ребенок полюбит брокколи? — Дочки Матери | Блог

Пример HTML-страницы

Педагогический прикорм или почему ваш ребенок полюбит брокколи?

Педагогический прикорм или почему ваш ребенок полюбит брокколи? - Дочки Матери | Блог Елены Калашниковой

Бедные брокколи всегда используют, когда хотят показать капризного ребенка, воротящего нос от еды. Вот она эта картина: ребенок сидит в своем высоком стульчике, сжатые кулачки тарабанят по его столешнице, недовольное лицо измазано зеленой пюрешкой. Мама работает аниматором — изображает ложкой самолетик, который должен влететь в рот. На заднем плане следы масштабной готовки и табличка на холодильнике со списком продуктов в граммах — когда сколько вводить. Вводить, как будто это лекарство, или какая-то спецоперация.

Если это не то, чего вы хотите для своей семьи  — то эта статья для вас. Оказывается существует полным полно мам, которые ничего не “вводят”, не пюрируют, не изображают самолетики. В чем секрет? Просто эти женщины вовремя узнали, что такое педагогический прикорм и поверили в него.

Этот подход к прикорму еще не очень распространен в нашем обществе. Для того, чтобы понять его суть, необходимо сравнить его с другими, более распространенными методами.

«Советский» прикорм

В основе этого метода лежит таблица, с указанием строго потребляемого объёма пищи ребенком. Заключается он в том, что «взрослая» еда даётся крохе раньше 6 месяцев, в основном в 3-4, порции должны быть определённого количества грамм, которые младенец должен обязательно съедать. При этом кормления грудью заменяются на потребляемую пищу.

Процесс кормления выглядит таким образом, что малыш сидит в стульчике, а мать кормит его ложкой, не давая это делать самому. Еда даётся только в виде пюре. Если же младенец не хочет есть, то мама пытается применить всевозможные развлечения и накормить любой ценой — мультиками, «самолётиками», песнями или даже заставляет.

Корни такого метода растут из советского времени, послевоенного периода, когда женщинам было просто необходимо работать, а детей отдавать в ясли или на воспитание бабушкам.

К сожалению, этот метод ещё очень распространён, несмотря на то, что сейчас есть декретный отпуск и нет такой острой необходимости сразу после родов идти работать. В основном так начинают прикармливать своих детей матери первенцев, которым это посоветовали делать старорежимные педиатры или бабушки.
К недостаткам такого метода можно отнести, как минимум:

  • снижение лактации из-за уменьшения частоты кормлений грудью,
  • неумение пережевывать пищу благодаря только пюре,
  • взращивание плохого аппетита и отвращение к еде в будущем.

Поэтому такое приучение к еде не рекомендуют ВОЗ, психологи и современные педиатры.

Педиатрический

Здесь знакомство с едой происходит с 6 месяцев, но крохе готовят отдельно, соблюдая определённый порядок — какой продукт вводится в начале, а какие будут последующие, при этом продолжая кормить грудью после прикорма, то есть без резкого замещения. Сначала детке дают пюреобразную пищу, а с определённого возраста разрешают пробовать еду кусочками. Развлекать во время приёма пищи и заставлять есть не предусмотрено.

Прикармливание таким способом было придумано для малышей на искусственном вскармливании, которые в силу этой особенности менее адаптированы сразу употреблять взрослую пищу в том виде, в каком она есть.

Педагогический прикорм

Первое, что шокирует неподготовленного читателя в идее педагогического прикорма — там ничего не пюрируется… если это удивляет и вас, задумайтесь,, как вводили прикорм наши предки? Нет, не наши мамы и бабушки в военное и послевоенное время, а ещё раньше?

Думаете, было у женщины время на перетирания, кипячение, когда хозяйство и никаких тебе стиралок, мультиварок и прочего? Конечно нет!

Семья питалась одной и той же едой, без разделения по возрастам. Сейчас этот инстинктивный и физиологичный метод прикорма называется педагогическим. Именно он наиболее подходит для деток на грудном вскармливании и наиболее подходит под описание ВОЗ и Ла Лече Лиги. В этой статье мы разберём все, что нужно знать каждой маме о нем.

Начинать педагогический прикорм, как и педиатрический, необходимо когда ребёнок к нему готов. Ориентировочный возраст – 6 месяцев. Более подробно о возрасте ввода прикорма можно почитать в этой статье:

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании? Анализ сроков и критериев готовности малыша

Основные идеи педагогического прикорма:

Привить ребенку понимание ценности еды

Ребенка не заставляют есть, а наоборот, следуют его инициативе.Капризы во время принятия пищи могут закончиться для ребенка тем, что он выйдет из-за стола голодным и будет ждать следующего приема пищи. Таким образом дети, выросшие на этом типе прикорма отличаются хорошим аппетитом и едят то, что им предлагается без перебирания. И в том числе и пресловутые брокколи, да )

Если же ребёнок не хочет доедать свою порцию или начал играть с едой, то его так же высаживают из-за стола, а оставшуюся еду доедают или убирают в холодильник, но никогда не выбрасывают, тем самым показывая её ценность.

Из этих же соображений не принято давать ребенку продукты питания (например крупы) в качестве материала для игры.

Пример HTML-страницы

Научить ребенка правильно осознавать чувство голода и насыщения

Здесь нет места отмеренным порциям. Ребенок ест столько, сколько ему нужно. Может отказаться от еды, если он не чувствует голода. Сегодня в нашем благополучном обществе нет проблемы голода, но есть много проблем связанных с перееданием (и перебором с потреблением в целом). Отчасти они являются следствием пищевого насилия, принятым в детстве моего поколения. «Ложечка за маму, ложечка за папу» — это манипуляция и насилие. Знакомая история?

Возможность выбирать – основа для развития интеллекта и любви к себе

Поэтому семья доверяет ребенку самому решать будет ли он есть сейчас и что он будет есть. Но в рамках тех возможностей, которые есть у семьи. Семья никаким образом не ущемляет себя в пользу ребенка.

Ребенок учится жить в реальном мире, а не в мире пюреобразной еды

В начале прикорма ребенок еще не умеет пережевывать твердую пищу, из этого делается сомнительный вывод, что еду нужно пюрировать. Давайте разберемся.

Считается, что пюрешечка легче усваивается, но это не так. Пюре обволакивает стенки пищеварительной системы, которая вообще-то не очень готова к такому тесному взаимодействию.

Стоматологи, кстати, говорят, что отсутствие твердых кусочков в прикорме (то есть одни пюрешки) влияет на формирование неправильного прикуса. И это еще один плюс в пользу педагогического прикорма.

В педагогическом подходе прикорм начинается с микро-кусочков (размером рисовое зернышко). Такие крупинки гораздо легче воспринимаются ЖКТ, действительно как деликатное знакомство.

Ведь в самом начале цель – это знакомство, а не насыщение. Насыщение на этом этапе дает грудное молоко. И потом, если физиологически пищеварительная система не усваивает полезные вещества из продукта, то вы хоть его в пыль разотрите – ничего это не даст.

Затем размер и количество кусочков будет постепенно увеличиваться, и малыш, даже еще не имея всех зубов, будет учиться жевать. Сначала жевание заключается в том, что ребенок просто гоняет во рту кусочек – это тоже знакомство – с консистенцией, вкусом.

А еще ребенку дают в руки крупные куски, которые можно мусолить – это может быть кусочек яблочка, любимые сухари или баранки, но всегда нужно следить за безопасностью куска. Так малыш учится держать в руках еду и отправлять ее в рот самостоятельно еще до того как научится пользоваться ложкой. Если кусок становится потенциально опасным его либо заменяют на новый, либо убирает, а при потере интереса убирают совсем.

Критерии куска:

  • удобно держать,
  • невозможно проглотить,
  • сложно откусить.

В реальном мире ребенку предстоит питаться тем, что принято в его семье

Грудничок пробует ту еду, которую ест вся семья. Поэтому не требуется никакая таблица с тем, как маме действовать и какую еду вводить.Конечно, это подразумевает, что семья должна питаться здоровой пищей. Если в целом питание качественное, но присутствуют какие-то отдельные продукты, которые неблагоприятно давать ребенку, их можно просто не предлагать.

Как правило еще на этапе беременности женщины семья переходит на более здоровый режим питания, затем это важно из-за грудного вскармливания. Так что к моменту введения прикорма уже уговаривать правильно питаться долго не приходится. )

Ребенок учится вести себя за столом.

Во время питания ребенок усваивает нормы поведения, принятые в его семье. Активно участвует в жизни семьи. Поэтому он или сидит на коленях у мамы (сначала), или на высоком стульчике прямо за общим столом.  К детскому стулу не монтируется отдельная столешница, потому что

  • она как бы отделяет ребенка от общего стола,
  • не дает ребенку свободу действий (малыши могут кушать наскоками: пожевал — слез — погулял — залез — пожевал…),
  • усложняет процесс для мамы (постоянно приходится то вытаскивать ребенка, то садить обратно (смотри пункт выше),
  • провоцирует неаккуратное поведение.

Как это происходит

  • Все, что планируется есть и пить сразу ставится на стол. Чтобы мама не бегала потом за “чаем” и прочими моментами.
  • Для начала мама с трех месяцев берет ребенка с собой за стол, и с аппетитом кушает. Пока ребенок еще не сидит — его можно взять в позу на бедре или в позу “от себя” (без опоры на попу). Ребенок может изучать заранее приготовленные на столе ложки, крышки. если ему стало скучно — мама спускает дитё с рук на пол и продолжается трапеза.
  • Когда мама видит, что её детка интересуется едой и ложки и вилки ему не нужны, то пора приступать к делу.
  • Когда у малыша проснулся пищевой интерес он всевозможными способами подает маме сигналы; или тянется за ложкой, или провожает голодными глазами ложку, или издает какой-нибудь характерный звук — у всех по разному.
  • Первая и последняя ложка всегда мамина. А потом, в момент такого выпрашивания, мама как бы с барского плеча дает ребенку микродозу на середину языка.
  • Если ребенок с удовольствием изучает микродозу и просит еще, то можно дать ему снова. Первые две недели за одну трапезу ребенок получает по 3-4 микродозы каждого продукта, в течение еще месяца количество микродоз постепенно наращивается. После ограничения на микродозы снимаются. К слову, для знакомства на столе должно быть 6-8 видов продуктов (не паникуйте, сметана, хлеб это тоже отдельный продукт).
  • Во время еды ребенок обязательно получает 3-4 чайной ложечки воды, а в конце трапезы — учится пить воду из кружки, в которой налито буквально пара ложек.
  • Когда ребенок теряет интерес к процессу, мама спускает его с рук на пол и продолжает кушать.

Стоит отметить, что педагогический прикорм вводится только при грудном вскармливании по инициативе мамы и ребенка>, так как в этом случае маленький человек кушает ту же пищу, что и мама, а грудное молоко изменяя свои свойства, помогает новым продуктам усваиваться, с помощью необходимых ферментов.

При искусственном вскармливании, в смеси, таких ферментов нет, поэтому рекомендуется следовать педиатрическому прикорму для более мягкого знакомства со «взрослой» едой.

Несмотря на активность прикармливания, приём общей пищи может начинаться и заканчиваться с прикладывания к груди. Но не за столом. У ребенка должно быть различие понятий грудь и еда.

Примерно после 9 месяцев ребенок получает на пол или на табуретку тренировочную тарелку с парой кусочков с фасолинку и вилку. Мама объясняет ему технику безопасности и показывает как вилкой пользоваться. Ребенок учится кушать сам. Вилкой, потому что она проще в использовании. Если у вас сильные переживания на этот счет — можете начать с ложки.

Когда ребенок сносно орудует столовыми приборами и может самостоятельно залезть и слезть со стула, он садится кушать за общий стол со всеми. Мама не прыгает вокруг ребенка за столом, а дает ему возможность получить навык самому.

Что касается чистоплотности

Некоторые авторы предлагают не использовать слюнявчики, а наоборот, раздевать малыша перед кормлением. У малышей примерно в возрасте прикорма наступает так называемый период порядка, когда они очень чувствительны к попаданию грязи на кожу. Таким образом ребенок старается донести еду до рта, ведь обратный исход ему неприятен.

И конечно же, не забываем про то, что кормления грудью обязательно присутствуют по инициативе мамы и ребенка, ведь на первом году своей жизни грудничок только знакомится с пищей с семейного стола.

Сейчас, в глобальной сети, можно найти много онлайн курсов и почитать отзывы о них, которые проводят консультанты по грудному вскармливанию и прикорму, которые помогают маме идти по правильно выбранному пути, получать советы и поддержку на этом этапе взросления крохи.

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.