Как правильно воспитывать детей
Первый этап: поставить цель воспитать детей
Запросы родителей к себе и своему ребенку меняются с изменениями в обществе и было бы странно полностью опираться на методы воспитания из прошлого. Мир ускорился и продолжает ускоряться, наши дети родились уже в другой реальности и сейчас никто не может предсказать, что нас ждет через 15-20 лет: что будет важно в обществе, как люди будут взаимодействовать чаще всего, поэтому современным родителям так сложно понять, какого ребенка воспитать, в каком русле направить воспитание, развитие, образование ребенка. А как мы можем начать воспитывать, не видя, к чему же нам нужно прийти? Потому сейчас столько вокруг и информации про развитие детей, и личностных тренингов для взрослых – ведь первое, что нужно сделать в начале любого пути – назвать свои цели.
Как воспитывать современных детей? Сейчас с одной стороны для родителей неизмеримо больше информации, с другой – она настолько разнонаправленная, что для принятия решения нужно уметь выбирать информацию и опираться приходится на свой опыт. В любом случае простых и безошибочных ответов никто нам не даст. Поэтому давайте искать цели внутри себя и держать руку на пульсе – следить за тем, как меняются отношения людей, сферы общения, какие новые специальности появляются, чтобы понимать, какого ребенка воспитать.
Определить какие качества воспитать в ребенке
Качества личности, которые и раньше и сейчас связывают с реализованностью человека — это уверенность в себе, умение достигать своей цели, честность, доброта, способность найти контакт с другими людьми. Из нового в нашем поколении уже получили ценность – креативность, способность перестраиваться, самообучаться.
Мозг человека лучше всего усваивает информацию через образы, и в воспитании тоже основным остается принцип модели: прежде чем воспитывать ребенка нужно качества, которые хотим видеть в ребенке, сначала сформировать у себя.
Как пример: для того, чтобы ребенок с уважением относился к людям – с детства необходимо проявить уважение к его интересам, желаниям, решениям. Поэтому так много советов психологов о способе общения с ребенком – не с позиций всезнающего взрослого, а из отношений более опытного товарища. Для формирования уверенности в себе – важно быть примером такого человека, посвящать ребенка в процесс принятия тех или иных решений, защите своих прав и показать, что родители уверены в его силах, а не подвергать сомнению или тем хуже – высмеиванию – каждый его промах, неумение или ошибку. Качества характера невозможно просто вложить один раз – они формируются в процессе роста ребенка, его общения с родителями и другими взрослыми рядом с ним. От близких людей в первую очередь маленький человек получает сигналы – хорошо\плохо – и от них меряет свое поведение. И самый благодатный период для этого – ранний возраст, пока ребенок постоянно рядом с мамой и взрослые могут быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка, а значит могут дать свою оценку тому или иному поведению окружающих и сформировать в сознании малыша образец поведения.
Нужно ли и как воспитывать маленьких детей
И потому так важно с момента рождения малыша, как только вы начинаете с ним общаться и от чего-то ограждать, за что-то хвалить – сразу же отвечать себе на вопрос: какие качества я закладываю в ребенка в этот момент. Потому что, если не быть таким внимательным наблюдателем за своими словами и поступками, то неосознанно, но родители будут запугивать и давить (не залезай – упадешь, дядя — злой), учить хитрить и врать, принуждать заниматься неинтересными ему играми и формировать безропотного, безвольного, послушного человека, а не самостоятельную уверенную в своих силах и выборе личность.
И очень часто родители решают задачу как воспитать послушного ребенка и растят «удобных детей»: которые слушаются старших, ведут себя тихо и аккуратно. Но что такой ребенок будет делать во взрослом возрасте, как будет проявлять себя? Гораздо важнее и сложнее задача для родителей — помочь своему малышу раскрыть потенциал, найти свой путь, развить в себе хорошие качества. Поэтому в выборе методов воспитания родителям важно исходить из задачи -Как воспитать счастливого ребенка.
Когда начинать воспитывать ребенка
Когда ищете советы по воспитанию, то выбирайте информацию отдельно для возраста вашего ребенка. Благодаря развитию нейрофизиологии сформировался научный взгляд на формирование мозга человека под влиянием тех или иных методов воспитания. И для каждого возраста – это отдельные акценты: где-то на знакомство ребенка со своими эмоциями, воспитание через игру, где-то посвящение в большее количество информации, которое требует не вредность ребенка, а его активно растущий мозг.
Воспитание в грудном возрасте
От нейрофизиологов мы узнаем, что мозг развивается и усваивает новое из состояния безопасности: у грудного ребенка чувство безопасности дает близость мамы – ее руки, голос, запах, ритм ее сердца, позже и другие члены семьи становятся столь же значимы, также считывается атмосфера – напряжения или спокойствия –в отношениях близких людей. Важно исполнение базовых потребностей малыша в сне, тепле, сытости.
Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?
Плач грудного ребенка — это единственная его возможность донести до нас информацию: о помощи, голоде, усталости. Часто между разными поколениями разгораются споры о том, нужно ли брать малыша на руки при первом крике. Кто-то призывает не баловать малыша руками, но как можно к тому Как воспитывали детей методы прошлого применяли- с нашими знаниями относится всерьез? Ведь в этом возрасте ребенок еще не мыслит социальными категориями, не проверяет никого на прочность – он только-только адаптируется, привыкает к нашему миру. Как же можно лишать его поддержки самых близких людей?
Не манипулирует ли ребенок
Взрослый человек может задаться таким вопросом: не станет ли ребенок всегда манипулировать, если исполнять его требования постоянно? Но даже из своего взрослого состояния (которое ооочень сильно отличается от развития малыша) – ответьте на вопрос: если бы вы физически не могли встать и взять воды, а испытывали жажду — вы попросили бы кого-то? Дети не умеют манипулировать, у них есть только такой способ удовлетворить свои потребности в еде и безопасности. А взрослым почему-то кажется верной мысль, что грудному ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Пока ребенок плачет – он дает понять, что либо не угадали его нужду, либо в принципе не можем этого сделать (при недомогании от прорезывания зубов, или проблемах в животе) –тогда все равно важно быть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним. Когда же призывы о помощи из раза в раз игнорируются – мозг получает сигнал о бессмысленности просьб и так формируется недоверие к миру, к близким, и вполне возможно и безразличие, вплоть до агрессии, в будущем в людям. В таком состоянии тотальной неудовлетворенности жизненных потребностей мозг ребенка находится в состоянии стресса – попытке просто выжить любым путем, а это не позволяет формироваться новым структурами мозга и развитие способностей ребенка в целом сильно затормаживается. Для того, чтобы родители могли сначала понять и воспитать ребенка, важно быть знакомыми с естественными этапами, которые проходит мозг ребенка с момента рождения до того, как станет мозгом взрослого человека. А различий здесь очень много.
Особенности детей 1-2 лет
— с этого возраста увеличивается двигательная активность: дети начинают самостоятельно ходить, развивается ловкость и способность управлять своим телом.
— начинается овладевание речью, развивается мышление: понимает простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает понятия «можно» и «нельзя»
— усложняется мелкая моторика: манипуляции с предметами, применение их по назначению, повторяя за взрослыми. Игра становится способом познания окружающего мира.
— растут желания малыша: самостоятельно кушать, правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
— к 2м годам ребенок может осознанно ходить на горшок.
— часто в этот период меняется питание: отлучение от груди и полный переход на «взрослую» пищу.
— общение с детьми пока не является важным для малыша, у него сильна связь с родителями и хватает общения с родственниками.
— в своих занятиях малыш очень импульсивен, все время меняет деятельность, быстро утомляется от занятий.
— начинаются ростки самостоятельности: проявляется отказами- говорит «нет», «не хочу», отнимает руку, убегает, если просят что-то сделать. Такое противостояние и слово «нет» не из-за «избалованности» или «дурного характера», а от осознавания собственных желаний и выражения своего мнения. С этого момента формируется воля человека и если неправильно к этому относиться, подавлять ребенка, пытаться постоянно переломить ситуацию в свою сторону, то в выросшем человеке вполне возможно получить апатию, неумение слышать себя и формировать свои ценности.
-после года-полутора лет у ребенка проявляется интерес к творческим занятиям: малыш пробует рисовать, лепить из пластиллина или из еды, танцевать под музыку и т.д. И важно поддержать ребенка, а не создавать непреодолимые рамки ради поддержание аккуратности, порядка – эти навыки в силу психофизиологии прививаются позже.
Как воспитывать ребенка в 1 год
Возраст одного года — это время, когда игровой процесс становится основной деятельностью. В силу возраста малыш пока не может сам создать игру, поэтому можно показывать возможные манипуляции с игрушками: как ходит кукла, как прыгает лягушка, как машина сигналит. Самыми живыми будут примеры, которые есть и в окружающей обстановке малыша – так он быстрее будет осваиваться и на улице, и на игровой площадке, и в общении с людьми.
Наблюдение за играющим малышом очень многоречиво: родители могут своевременно заметить и скорректировать негативные представления или вредные установки. Лучше и быстрее всего мозг малыша воспримет информацию, которую вы смоделируете в игровую ситуацию с любимыми героями. Также малыш уже начинает распознавать, какое поведение взрослые поощряют и хвалят, а к какому относятся отрицательно. И очень-очень внимательно малыш считывает и подражает поведению родителей. На этом этапе воспитания родителям на глазах ребенка нужно регулярно убирать, раскладывать вещи по предназначенным им местам, показывать своими действиями последовательность режима дня, соблюдение правил гигиены.
Как воспитывать ребенка двух лет
С 2х лет нужно вводить разделение воспитания мальчиков и девочек.
В воспитание мальчика важно включать выражение любви через объятия, поцелуи, беседы, совместные игры. Полностью исключить шлепания и и обиды, поскольку это может заложить неуверенность, агрессивность, обозленность или недоверчивость. Важно не впадать в излишнее сюсюканье и не применять чрезмерную властность в общении с ребенком. Много должно быть физической активности и не пугаться небольших травм, чтобы воспитать ребенка человеком
В обращении к мальчику лучше использовать его имя, или «сынок», а вот уменьшительно-ласкательные «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознать свою роль мужчины, опоры семьи и ее защитника
Воспитание маленьких девочек в первую очередь обращено на развитие их творческого потенциала. Девочки больше мальчиков стремятся к гармонии, уравновешенности, размеренности занятий, часто более усидчивы. Монотонные манипуляции даются легче, больше развита фантазия и ценность прекрасного. Важно помочь дочери осознавать свои чувства, делать ей комплименты, проявлять похвалу и нежность. Такое воспитание вселяет в растущих девочек уверенность, самодостаточными, умение распознавать фальшивые чувства.
Как правильно воспитывать ребенка в 3 года
Трехлетний возраст очень ответственный в становлении характера ребенка и серьезное испытание на прочность для родителей. К этому времени малыш уже и подрос, и начал разговаривать, он может активно выражать свою позицию. В этот момент ребенок может резко измениться: до того послушный карапуз превращается в несносного «бандита».
Здесь самое важное- запас терпения у значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания следует глубоко осознавать. Необходимо понять чувства малыша и умело их корректировать. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать. В этом возрастном кризисе строгие требования и запреты недейственны. Быстрее сработает метод переключить внимание ребенка на действия, более захватывающие для него.
На возникающие истерики важно не реагировать слишком бурно: важно понять, что так проявляется истощение нервной системы и малышу нужны не одергивания, а успокоение, переключение на спокойную интересную деятельность и восстановление равновесия нервной системы. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не стоит. Трехлетний возраст – это простраивание границ дозволенного поведения в обществе и в своей семье. Если при малейшей истерике давать ребенку требуемое, то у него закрепится привычка достигать цели не переговорами, а истерикой. Поэтому просто отвлеките малыша от провоцирующего фактора, а позже в спокойном состоянии обговорите и проиграйте, как лучше бы себя вести в той конфликтной ситуации. И через несколько раз мозг малыша запомнит новый сценарий и научиться договариваться, искать компромиссы своим желаниям. В воспитательном процессе в 3 года важна последовательность: если что-либо в семье под абсолютным запретом – то это соблюдается всеми, а то что не несет угрозы – может разрешаться кем-то одним, но по желанию, например, бабушки запрещать много бегать в ее присутствии. В воспитании в любом возрасте основа — забота о ребенке, доброжелательное обучение, собственный положительный пример желаемого поведения.
Как воспитать непослушного ребенка
Трудный или непослушный ребенок – это в первую очередь не про проблемы формирования ребенка, а про несовпадение представлений родителей и реальности формирования характера малыша. В процессе роста ребенок проходит кризисные периоды, которые сходно проявляются у одногодок: достаточно просто понаблюдать за ровесниками своего ребенка, чтобы это увидеть. Чем раньше родители узнают об особенностях становления детей, тем лучше будут готовы к общению с малышом в непростые для него состояниях и мягче пройдут эти периоды.
Родителей ждут кризисы 9 месяцев ( когда младенец начинает вставать на ножки и интересуется игрушками), двух-четырех лет, семилетнего возраста (начало школьной жизни), пубертатного периода (гормональная перестройка организма).
Также на поведение малыша влияют:
- болезни;
- соблюдение приемов пищи;
- увлеченность игровой деятельностью;
- моменты пробуждения и перед сном;
- осознавание требований взрослых;
- избыточный эмоции – как позитивные, так и негативные.
Все эти состояния являются напряжением для организма ребенка и о родителей здесь очень нужно понимание и поддержка: чем спокойнее реагировать на все капризы и шалости, тем быстрее ребенок адаптируется к новым этапам своей жизни и вернется к привычному поведению. Важно поговорить, найти причину недовольства, спрашивать, что болит, может, есть неприятности в школе и т.д, что расстроило и т.д. Подбирайте индивидуальную тактику к своему ребенку, на опыте увидите сами, что если сменяете гнев на шуточный тон, то ребенок сам будет приходит к вам за советом и успокоением.
Как надо воспитывать детей с учетом знаний о психологии каждого возраста
Посмотрим как исходя из целей воспитания выбирать Способы воспитать ребенка.
1.Родитель — научись говорить!
Многолетний опыт семей с детьми, психологов дает основной ответ на вопрос – как воспитывать детей — это то, что нужно говорить. Говорить с ребенком, с родителями, с мужем, с любым человеком и в любой ситуации, которая может привести к конфликту. Потому что никто не умеет читать ваши мысли. А вы не умеете читать чужие. А выводы о человеке и его поступках мы делаем внутри своей головы и как правило, не переспрашиваем – а правильно ли мы поняли цели и задачи другого? Но ведь приоритеты, понимание что хорошо и что плохо – они у каждого свои, воспитанные в своей семье и накопленные на личном опыте, поэтому совершенно очевидно, что поступки одного будут не понятны другому человеку. А значит, опять же – надо говорить.
Как родители воспитывают детей часто? Тактика подчинить себе, сделать свое мнение главным и решающим — это конечно удобно, но не эффективно: как для выстраивания отношений с близкими или для построения работы коллектива, так и для развития ребенка. Человеку нужно объяснить, почему вы просите его сделать что-то, объяснить результат, который хотите получить.
На словах эта кажется понятно, а в реальности этот процесс очень утомителен. Особенно потому, что нужно отвечать ребенку на простые на ваш взгляд вопросы и повторять множество раз одно и тоже. Но если понять, что в таком подходе скрыт главный ключ к формированию мозга ребенка, становлению его личности – то награда вполне заслуживает таких вложений.
В процессе бесед с родителями у ребенка развивается мышление и интеллект. У него формируется умение самостоятельно принимать решение, находить выходы из трудных ситуаций, анализировать, а не пасовать перед трудностями.
Порассуждать с ребенком вместе над волнующим его вопросом или ситуацией — это отличный способ формирования критического мышления.
Но не отрицайте мысли малыша — ведь он находится в процессе обучения. Полезнее порассуждать над тем, что он говорит. Не ругайте сразу за ошибки — развивают личность.
Осуждения действий ребенка, без разъяснения причин и без примера другого поведения не направит ребенка на путь развития, а сформирует неуверенность в собственных силах, тревожность, апатичность, неустойчивость к стрессам.
2. Развивайте эмоциональный интеллект
С самого маленького возраста уже нужно начинать учить ребенка осознавать и выражать свои желания и потребности хотя бы словоподражанием. В старшем дошкольном возрасте обязательно называть и проговаривать эмоции. Например: «тебе сейчас грустно или страшно?», «ты проголодался», «ты устал», «тебе неприятно», «ты расстроен», «ты счастлив». Ребенок упал и ушибся? Не спешите обнимать и жалеть. Дайте ему проявить все, что он чувствует. Это огромное событие в его маленькой жизни. Так вы учите его коммуникации. «Я чувствую — я говорю — это безопасно». Вот важная смысловая цепочка, которую взрослые должны помочь сформировать у ребенка.
Важно быть в эмоциональном контакте с ребенком: не просто включить мультфильмы, а сесть и посмотреть вместе. Наблюдайте за реакцией малыша, комментируйте поведение героев. Через какое-то время можно напомнить о переживаниях ребенку, обсудить, понять эмоциональный опыт. Начните разговор сами: «Мне было страшно, когда я в детстве в первый раз смотрел этот мультфильм». Это отличный повод для понимания ребенком своих родителей, принятие иного опыта.
Почему так важен эмоциональный интелект? Если хорошенько задуматься или побеседовать с психологом – вы найдете, что многие обиды, которые мы приносим во взрослую жизнь, от неумения донести, что мы чувствуем и чего хотим. Может появиться неприятное открытие: оказывается, при помощи манипуляций и обид не всего можно достичь, и это вызывает болезненное бессилие, потерю смыслов, формирование сознание жертвы («меня никто не понимает», «весь мир против»).
У подростка отсутствие эмоционального интеллекта приведет к тому, что он не понимает, кто он и что ему интересно. Родители бегут к психологу: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется». Откуда повышенная замкнутость у подростка? А ведь к нему не прислушивались, не давали выражать чувства, не интересовались мнением, не разрешали принимать решения, принижали успехи и подавляли силой авторитета. И невозможно, чтобы подросток этому в одночасье научился, за один день после душевного разговора с родителями. Поэтому начинайте ваш диалог с будущим подростком и взрослым уже с его раннего детства и тогда с подросшим человеком вы будете хорош знакомыми людьми, глубоко понимающими друг друга.
3. Не подменяйте духовное материальным
Часто современные родители страдают от того, что не могут много времени проводить с детьми и стараются компенсировать дефицит общения материальными вещами: частыми подарками, дорогими игрушками, поездками. Отсюда избалованность, капризы, истерики. На самом деле это крик о любви, требование ее получать и выражать. Получив отказ в удовлетворении «хочу и дай», ребенок интерпретирует его как «меня не любят». Не заменяйте и не путайте проявления любви и заботы с материальными заменителями. Есть чувства, а есть потребности. Важно не количество часов, а количество внимания вашего к ребенку – к его эмоциям, изучению новой информации о мире, физической активности , знаниям, музыке. На этом строятся отношения с человеком, а не на покупках вещей.
4. Слушайте ребенка
Важная составляющая для каждого человека – тем более маленького –возможность быть услышанным. Даже если у вас несколько детей – каждому важен разговор с мамой и папой наедине. И это не беседа между делом во время готовки, уборки, просмотра новостей – важен контакт глаза в глаза, так формируется доверие, чувство безопасности. Такие беседы очень важны и для подростка.
5. Оценивайте поступки, а не ребенка.
Каждый из нас совершает в жизни ошибки, они заставляют анализировать и менять свое поведение. Ребенка нужно научить такому отношению к неудачам. Когда хотите обсудить с ребенком проблемную историю –говорите с ним от первого лица: «Я расстроена, что ты болеешь», а не жалейте: «Ты мой бедный, несчастный, больной». Иначе ребенок получает понимание свое выгоды от ситуаций и формирует такое поведение для получения любви и внимания мамы.
Как нельзя воспитывать детей – первым пунктом здесь оскорбительные слова. Вместо брошенных слов «ты плохой», гораздо важнее проговорить эмоции от поступка: «Этот поступок огорчил не только меня, но и воспитательницу». Уберите из общения слишком оскорбительные слова: вместо «ты говоришь гадости» можно просто объяснить «это глупые слова».
Ученые изучали поведение детей из разных семей предлагая задания разного уровня сложности. Дети требовательных родителей, опасаясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, чтобы точно с ними справиться. Дети, которых родители хвалили и поощряли их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.
Детство создано для экспериментов. Крохи пробуют различные вещи, совершая при этом и ошибки. Нет смысла ругать и критиковать за неправильно совершенное действие. Поговорите, объясните малышу, как исправить сделанное. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.
6. Оставьте ребенку свободное время
Сегодня мир живет в гонке и родители маленьких детей часто в нее включаются: кажется, что надо быстрее развить, вложить в ребенка, записать во все возможные кружки и секции. Но в этом нужно видеть ту меру, которая нужна именно для развития, а не для галочки «мой ребенок учит иностранный язык с 3х лет». Развитие ребенка идет по своим законам и важно в первую очередь не мешать, а давать поддержку там, где она нужна. Ребенка с лингвистическими задатками будет чувствовать себя не в своей тарелке на гимнастике или карате, это может привести к психосоматическому заболеванию в будущем. Нужно быть внимательным к своему ребенку, поддерживать интерес, не заменять его цели своими. Для гармоничного развития и формирования мозга дошкольнику нужно 70% (!) свободного времени. Это то самое время, когда он начинает творить и фантазировать. Без творческого элемента человек больше напоминает биоробота с установленной программой.
7. Держите слово
В любом возрасте ребенка ему важно понимать границы дозволенного. Надежнее они будут работать если не просто их установить, а объяснить причины – исходя из безопасности ребенка и всей семьи – а потом на примерах и своем поведении закреплять их. Часто родители грозят: «Будешь плохо себя вести, пойдем домой». Но если вы просто говорите и не делаете – слова обесцениваются. Ребенок будет просто «зашумлен» бесконечными угрозами. Слова должны быть подкреплены объяснением и адекватными действиями: «Мы уходим, потому что ты кричишь». Но до угроз десять раз поищите иной способ выхода из конфликта с ребенком. Так вы покажете и ему пример дипломатии и поиска компромиссов с другими людьми.
8. Просто любите ребенка
Как воспитать счастливого ребенка? Все проще, чем кажется. Главное, что можете сделать, — просто любить, просто посмотреть любящим взглядом, просто сказать «как я тебя люблю!». Не бойтесь избаловать любовью – ее не бывает слишком много, этот то источник, который человеку нужен всю жизнь, каждый день. Не продавайте любовь за то, что он послушен, умен, сговорчив – попросту он удобен. Это может сформировать невротический тип мировосприятия, заниженную самооценку. Ребенок начинает спрашивать себя: «А достоин ли я любви/конфеты/высокой зарплаты?» В конечном счете это выливается в комплекс неполноценности и жизненные неурядицы.
9. Предоставляйте возможность выбора
Этот прием важен уже с двухлетнего возраста. Конечно, вы не даете сразу полный выбор, но выбрать из двух предложенных вещей малыш вполне может. Поверьте, подобный выбор для него крайне важен. Ребенок начинает ощущать, что может управлять своей жизнью, понимает свою ответственность и чувствует ваше доверие. Такое воспитание уже снизит число истерик и протестов ребенка в целом.
То же касается и подросших детей. Если вы думает, что дочь нужно записать в музыкальную школу, узнайте, а хочет ли она этого. Возможно, ее мечта – заниматься плаванием. Будет ли она счастлива, играя на фортепиано? Или вы предпочитаете, чтобы ваше чадо реализовывало ваши собственные чаяния?
10. Прививайте полезные привычки
Большинство вредные привычек формируется в раннем детстве. Пожалуй, самая распространенная – это неправильное питание. Поэтому как можно раньше вводите «здоровые правила», к примеру, нельзя есть перед компьютером или телевизором. Можно ввести традицию общих ужинов, к тому же детям понравится совместное приготовление блюд. Главное, чтобы продукты и еда были полезными!
Как воспитывать ребенка без наказания
Наказания нужно понимать в широком значении– и угрозы, и запреты. И вместо них есть другие способы влияния на поведение: поощрения хороших поступков и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону. Посмотрим на конкретных проблемах и примерах.
1.Чтобы ребёнок слушался, научите его доверять вам
Ситуация всем знакомая по супермаркетам: двухлетний ребёнок с мамой, которой нужно купить всё быстро, она идет вдоль полок и вдруг раздается детский плач. И мама видит своего малыша, который стоит в стороне и голосит на весь супермаркет. Он не реагирует на призыв мамы, продолжает плакать и маме кажется, что делает всё, чтобы ее посчитали ужасным родителем.
Что же на самом деле с ребенком: после года малыш начинает познавать весь окружающий мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — поскольку ему важны и обретённую свобода передвижения, но и безопасность рядом со взрослым. Это поведение следования, как к всех млекопитающих и большинства птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания. Устойчивым это поведение станет к трем годам, а умение не отстать от родителя в толпе — только к шести. А до этого на прогулке ребенок отвлекается на любой интересный предмет и при потере из виду мамы возникает чувство опасности, при этом драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже, поэтому важно вернуть маму, подав сигнал. Это значит оставаться на месте и кричать.
В такой ситуации бесполезно: кричать на ребенка, звать к себе, ругать и угрожать, что уйдёте без него.
Как решить ситуацию: подойти самой к малышу, обнять и успокоить. Готовность слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности. Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей.
2.В поиске причин плохого поведения ребенка важно видеть не его намерения с точки зрения взрослых– они формируются гораздо позже – а физиологию еще совсем не взрослой нервной системы. Ребенок в первую очередь устает и перевозбуждается, а потом только впадает в истерику, ребенок не сможет вам объяснить потребность в телесном контакте, а проявится ее нехватка в повышенной капризности и плохом настроении.
Эмоциональная сфера у малыша формируется при участии и помощи взрослого, и долго дети не могут управлять эмоциями и вовремя останавливать их выплеск.
- Как помочь: Дайте побольше свободы своему ребенку, не останавливайте его в каждом стремлении – к познанию вещей, разливанию воды – это потребность периода созревания. Если ваш ребенок злиться, от того, что у него что-то не получается, не игнорируйте его эмоции. Обсудите их причину. Объясните ребенку, как преодолеть трудности.
- Как не надо делать: Если игнорировать чувства ребенка, говорить ему, что они ни к месту, не обоснованы, в конечном счете, у ребенка разовьется чувство неполноценности, излишняя самокритичность и неуверенность в себе. Он будет испытывать трудность в контролировании своих эмоций, налаживании контактов, что приведет к большому количеству проблем в учебе, на работе и т.д. В первую очередь, вы должны быть другом, а не главным членом семьи. Авторитарность может напугать маленького, так как к его мнению не прислушиваются. Для него крайне обидно, что отвергаются даже самые здравые мысли и предложения.
3.Развивается ребенок копируя поведение окружающих взрослых.
Поэтому найдите свои неправильные моменты поведения и контролируйте: если вы часто кричите на других, значит и он так будет общаться со сверстниками.
4. Как воспитать ребенка без криков ? Очень частая причина неправильного поведения взрослого – собственная усталость, не связанная с поведением ребенка.
- Вас сердят поломанные вещи, разбитая посуда, сломанные игрушки? Вы можете заранее убрать хрупкие предметы из зоны досягаемости малыша. И не забывайте, сколько вы попортили дома вещей, когда были маленьким. При запретах – потратьте время на объяснение причин: определите время сидения за компьютером, чтобы потом не кричать и не выдергивать шнуры из техники. Малышу важно понимать причинно-следственную связь, почему и за что его наказывают. Часто ситуации, когда родителям в общественном месте делают замечания посторонние люди. И если от замечаний со стороны посторонних людей по поводу вашего маленького человечка, вы прилюдно начинаете одергивать и отчитывать за проступок его, то вы показываете только свою невоспитанность и неуверенность в своих действиях как родителя. Если вам понятны причины каприз или даже истерики уставшего ребенка – то не бурите во внимание людей, которые вообще не в курсе вашей жизни, характера вашего малыша – с этими людьми вы больше не встретитесь, а с ребенком жить рядом долгую жизнь