Осознанное родительство

Запрет на чувства и его последствия. Это надо знать каждой маме!

Пример HTML-страницы

Запрет на чувства. Как вы реагируете на плач вашего ребенка?

Запрет на чувства и его последствия. Это надо знать каждой маме!

Сами не замечая, мы часто даем ребенку запрет на чувства. Например, когда малыш расстроен, мы ему говорим «Не плачь! Скоро пройдет!» Мы пытаемся его успокоить.

Что происходит на самом деле?

Мы говорим «не плачь». По сути запрещаем плакать. Обесцениваем его чувства. «Пустячное дело», «До свадьбы заживет». Выходит, что чувства и эмоции ребенка в данный момент – пустяк. Конечно, на фоне жизненного опыта взрослого, шарик, улетевший в небо, не самое страшное происшествие. А для малыша? Прочувствуйте. Ведь для него это потеря невероятного масштаба. Если малыш успел подружиться с мячиком – это потеря друга, не меньше. Такая потеря сравнима со смертью. Ну как теперь? Пустячное дело?

Ребенку важно прожить состояние печали и боли. Радоваться ежеминутно невозможно, да и не нужно. Печаль помогает нам отпустить больное. А слезы – вполне естественная, нормальная реакция на боль.

Если закрыть эмоции и не выпускать – они не исчезнут никуда, просто со временем это приведет к болезни.

Однако, плакать человек может не только из-за печали. Есть 4 базовых чувства: страх, гнев, печаль и радость. Из-за радости люди плачут крайне редко, а вот остальные три вполне могут вызвать слезы.

Есть отличный мультфильм про чувства – Головоломка. На примере маленькой девочки показана роль и смена разных чувств. Рекомендую вам к просмотру! Можно всей семьей.

Запреты

На гнев

«Злятся только плохие», «нельзя злиться на маму» — когда малыш выражает протест.

Пути из этого запрета могут быть разными. Вот варианты.

  • Послушный и удобный ребенок в итоге не умеет отстаивать свои границы, по сути растет мямлей.
  • Злятся только плохие. Значит каждое проявление гнева = наказание чувством вины. Страх сказать слово нет.
  • Сдержанная ярость, как бомба замедленного действия. Накопится и рванет. Пример из взрослой жизни – тихони на работе, которые дома разносят родных в пух и прах или начинают орать на посторонних людей в транспорте.

Гнев необходим человеку. Он помогает решать вопросы здесь и сейчас. Только через гнев человек может отделиться от матери, исключив симбиоз, отстаивать свои личные границы.

На печаль

О, это особенно популярная тема для мальчиков. «Чего нюни развесил», «ты ж мужик» — на этом «ты ж мужик» у меня лично волосы дыбом встают.

В вопросе слез мальчикам не разрешают быть детьми, от них требуют взрослого поведения. Странно, что с пеленок не отправляют деньги зарабатывать и семью заводить (ведь это вполне так мужские обязанности).
Чем лучше ребенок научится справляться со своими эмоциями в детстве, тем стабильнее у него будет психика и крепче здоровье, как результат.

Печаль помогает пережить ситуацию. Отпустить ее и жить дальше.

Пример HTML-страницы

На страх

Обычно этот запрет дают родители, которые сами чего-то боятся, вот и растят «бесстрашных воинов». Когда ребенок говорит, что ему страшно, а родитель в ответ – «иди туда», «ты ж не трус», постепенно снижается осознание риска. Ведь если ты боишься, значит ты трус. А трусом быть плохо.

Результат – экстремальные виды спорта, рискованная езда за рулем и прочее. У человека не включен тумблер «береги себя».

Страх помогает защитить человека. Ведь именно за счет страха человек не полезет в огонь, не станет рисковать жизнью.

И даже на радость

Знаете эту тему «долго будешь смеяться, потом долго будешь плакать»? Получается, что за хорошим всегда будет наказание. Сильно радоваться или радоваться без причины нельзя.

Итог – страх испытывать положительные эмоции. Потому что «потом обязательно будет плохо».

Психологи, будь то гештальт-терапевты или практики транзактного анализа говорят о запрете на чувства. В одной ситуации это незавершенный гештальт, в другой – жизненный сценарий.

Основное, что нужно понять – почему мы так делаем? Потому что мы здесь и сейчас или это привычка, выработанная уже поколениями.
От таких привычек стоит избавляться через осознанность.

У меня складывается ощущение, что в относительном прошлом, придумался образ идеального человека. Кроткого, спокойного. Без эмоций.

Появились негласные правила, которым все старательно следовали. Авторы детских книг и стихотворений говорили о том, какие мальчики хорошие, а какие плохие. Родители буквально воспитывали по детским книгам и учили тому, что пропагандировалось. С постоянным переходом на личность. Если ребенок не умылся – он грязнуля (имя нарицательное) и т.д. и т.п. Думаю, вы сами можете привести сотню примеров. Выражение эмоций было не в чести.

Психология тогда была под запретом, поэтому остановить это безобразие было некому.

А посему.

Как реагировать на плач ребенка?

Когда ребенок плачет (да и не только ребенок, на самом деле), предлагаю вашему вниманию следующую схему:
Чувства надо

  1. идентифицировать (назвать, что происходит, гневается человечек, боится, расстроен ли).
  2. принять (дать ребенку разрешение на эти чувства, ведь он имеет полное право и грустить, и радоваться, и гневаться, и бояться!).
  3. посочувствовать (ведь малышу сейчас в данную минуту действительно плохо, и ДЛЯ НЕГО эта проблема действительно серьезная).

Как показывает практика, эта схема способна привести к успокоению ребенка либо сразу, либо чуть позже, но однозначно быстрее, к тому же здоровым путем! Потому как история не забивается в уголках памяти, а проживается и разрешается (от слова решить).

Эта статья подготовлена при поддержке консультанта по материнскому искусству Евгении Старковой. Вы можете задать ей вопрос по теме статьи в комментариях, или воспользовавшись формой обратной связи.

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.