Осознанное родительство

Задачи матери ребенка до 4 лет: социализация, интеллект, отделение.

Пример HTML-страницы

Задачи матери ребенка до 4 лет: социализация, интеллект, отделение.

Задачи матери ребенка до 4 лет. Часть 3: социальное поведение, развитие интеллекта и отделение

Привет всем! И снова полночь, и я за компом ) Настало время для последней части трилогии о задачах мамы малыша. Если вы пропустили первые две части, то вот они — раз и два. В этом выпуске мы поговорим о социальном поведении, развитии интеллекта и процессе отделения для ребенка. Начнем с чего попроще )

Задача №5. Помочь ребёнку освоить социальное поведение.

Социальное поведение ребенок осваивает с первых моментов жизни, начиная с общения с мамой. Первые правила поведения — то что можно и нельзя делать у груди. Воспитанный младенец не отказывается от груди, когда она ему предлагается, не вертит головой во время сосания, и не причиняет матери прочих неудобств.

По мере взросления увеличиваются возможности и круг общения малыша, появляется необходимость освоить новые модели поведения: за столом, у горшка, на своей и чужой территории, с группой детей и взрослых. Здоровый, нормально развивающийся ребенок испытывает выраженную потребность в освоении этих вещей, однако это не должно происходить стихийно. От мамы требуется четкое понимание, как должны происходить эти процессы. А также понимание того, что это зона ее ответственности.

Как сделать так, чтобы вашего малыша не обижали в песочнице? Как понять, какое поведение других взрослых на игровой площадке допустимо, а какое нет? Как сделать так, чтобы малыш следовал за вами на улице, а не убегал от вас в опасных для него местах? Список вопросов можно продолжать бесконечно… думаете, тут нет однозначных ответов? Вообще-то они есть. Не в рамках этой статьи, но я обязательно напишу об этом. Подпишитесь, чтобы не пропустить )

Освоение правильного социального поведения вытекает из двух вещей: 

  1. Знание о врожденных ожиданиях ребенка и корректный уход за ним
  2. Лидерская позиция уверенной в себе и наполненной энергией матери

Нужен вам комментарий к этим двум пунктам? По-моему, все очевидно. У нас полно энергичных матерей, которые заводят свои отношения с ребенком в тупик еще на этапе новорожденности, после чего вся их энергия уходит только на бесконечное расхлебывание проблем и посещение педиатров.

И полно таких, которые вроде бы все понимают, типа меня, но энергии у них хватает только на то, чтобы доползти до подушки и уснуть, пока их малыш осваивает социальное поведение прыгая по их бездыханному телу и таская его за волосы )

Задача №6. Дать возможность развивать интеллект.

Здесь прямо вся соль заключена в названии, в первой его части: дать возможность. И это очень-очень-очень важно понять.

Ребенок развивает интеллект сам, потому что это его биологическая программа. Каждое его действие и каждый взгляд работают на развитие, причем в фантастических темпах. Да, если дать ребенку карточки и развивающие игрушки, это даст впечатляющие плоды… но не это должно вас впечатлять.

Что действительно важно, так это чтобы ребенок имел возможность, сознательно предоставленную вами, делать выбор, ошибаться, исправлять ошибки, анализировать результаты. Интеллект ребенка должен развиваться в круге его жизни, а не в круге его игрового коврика. Понимаете о чем я? Видели когда-нибудь неудачников с зашкаливающем коэффициентом интеллекта?

Статья в тему: как правильно развивать ребенка >>

Задача №7. К 3-4 годам отделить себя от ребёнка.

Процесс отделения начинается в родах: один живой организм разделяется на два.

Пример HTML-страницы

Существует мнение, что процесс родов запускает организм ребенка тогда, когда он готов к тому, чтобы покинуть материнское чрево. Так ли это? Я не знаю точно, но эта версия мне нравится )

Затем перерезается пуповина и происходит первое прикладывание к груди. Прочная физиологическая связь заменяется менее прочной. Происходит импринтинг — мать и дитя запечатлевают друг друга.

Первые полтора месяца — период новорожденности, мать и ребенок все еще неразделимы. Происходит период адаптации нового существа к новым условиям, мама нужна как гарант выживания.

Но как только этот период завершается, процесс отделения идет дальше. Уже полуторамесячного малыша можно оставить лежать одного во время бодрствования на несколько минут, чтоб, например, помыть тарелку. Мать потихоньку возвращается в быт. С каждым месяцем это время будет увеличиваться, если на то есть воля матери, и если она вообще знает об этом.

В шесть месяцев начинается прикорм, а в девять человек уже пробует стоять. В это время благоприятно начать первые отлучки. Почему это так важно, читайте в этой статье.

Отлучки важны для развития ребенка, и необходимы матери для того, чтобы вести полноценную жизнь и наполняться энергией, которая так важна для нее (помните пункт про социальное поведение, да?).

Если все делать правильно, к двум годам мама даже сможет работать полный рабочий день, будучи абсолютно уверенной в том, что этим она не наносит ущерб психике и развитию малыша.

Отлучки естественным образом ведут к сокращению и завершению грудного вскармливания. Напомню, что Всемирная Организация Здравоохранения при ООН, а также большинство консультантов по ГВ, рекомендуют его до двух лет минимум (а далее по взаимному желанию матери и ребенка).

А завершение ГВ в свою очередь, ведет к раздельному сну. Здесь напомню, что совместный сон является важной биологической потребностью ребенка до двух трех лет жизни.

Я думаю, многие слышали истории о сложностях с тем, чтобы оторвать ребенка от груди и выселить из супружеской кровати. Да, такое часто бывает. Грамотные консультанты и психологи предложат вам поискать причины этих проблем в маме, а не в ребенке. А именно — в ее неосознанном желании сохранить симбиоз мать-дитя.

Биологическая программа ребенка — развитие и отделение. Если ему не мешать, он пройдет по ней счастливо и спокойно. А иначе, как говорит мой любимый психолог, Катерина Мурашова — снизу постучат )

Лучшая профилактика таких вот явлений проста: занимайтесь своей реализацией не только как матери, но и как, профессионала, например. Как жены, как личности, как творческого человека. Исполняйте свои мечты. Стройте свою жизнь так, чтобы ребенок был при вас, а не вы при ребенке.

На этом я заканчиваю ) Надеюсь, вам было интересно, и что-то прояснилось в голове. У меня лично многое встало на свои места тогда, когда я это услышала впервые. Не скажу, что все это меня сразу взяло и сделало лучшей мамой на планете… нет, поверьте, за мной немало косяков )) Но по крайней мере у меня появилось чувство перспективы, понимание, откуда и куда должен идти вектор жизни молодой матери. Потому что когда его нет, это грустно.

Статья написана на основе конспекта лекции Галины Елтонской — психолога, инструктора по материнскому искусству и грудному вскармливанию, научного руководителя центра «Мамин Дом» , Новосибирск.

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.