Осознанное родительство

Про успех, счастье и благие намерения родителей в жизни ребенка

Пример HTML-страницы

Про успех, счастье и благие намерения родителей в жизни ребенка

Про успех, счастье и благие намерения родителей в жизни ребенка

Вы когда-нибудь задумывались о том, какие качества вы хотели бы воспитать в вашем ребенке? Держу пари, что без этого не обошлось… Как правило, в этом месте родители просто перечисляют качества, которые им лично симпатичны. Но вот в чем вопрос — на сколько те или иные качества или компетенции имеют прямое отношение к счастью человека?

Вот например, интеллектуальное развитие — то, на что направлены основные силы современных родителей. Я окидываю взглядом памяти известные мне примеры и понимаю, что у меня нет жизненной статистики, которая подтверждает, что умные люди являются в большей степени успешными, чем люди самые средние в этом отношении.

И тем более у меня нет статистики, которая говорит о связи успешности с гармоничной счастливой жизнью. Скорее напротив, успех чаще достигается ценою чего-то, что в итоге оказывается более важным для человека.

Ориентированность общества на успех меня вообще несколько пугает, особенно в той ее части, которая касается детей. Особенно маленьких детей, помните да, что «после трех уже поздно»? В этой гонке теряются очень важные вещи, о которых я считаю важным поговорить.

Во-первых, теряется понимание того, что ребенок не готовится жить, а уже живет. На деле жизнь современного ребенка превращается в подготовку к подготовке. Модель такой устремленности в будущее учит ребенка тому, что прямо сейчас с ним не происходит ничего значимого, а хорошо будет только потом, когда пойдет в школу, когда поступит в универ, когда устроится на работу, когда получит повышение, когда купит квартиру и так далее, пока не будет уже слишком поздно.

Во-вторых, уходит безусловность любви. Безусловная любовь матери — это самый важный дар для ребенка, наличие или отсутствие которого действительно во многом определяет судьбу человека. Этот дар дает развитие любви к себе, принятие себя, уверенности в себе, и далее — из этого базиса вырастают все остальные положительные качества и достижения.

Как только мать первым пунктом повестки ставит успехи малыша в развитии, сравнивает эти успехи с нормами из таблички, или с другими детьми, или со своими ожиданиями — она подтачивает эти важнейшие основы. И тут не важно, демонстрирует ли ребенок успехи или отстает. Просто отстающему будет больнее сначала, а опережающему — потом.

В-третьих, ребенок учится тому, что счастье зависит от результата, для него нужны определенные условия. По мере взросления каждый из нас замечал, что стоит только чего-то достигнуть, или получить, как ценность этого очень быстро испаряется. И становится ценным что-то другое, чего у тебя нет.

Со временем самые удачливые из нас начинают понимать, что ориентированность вовне, на эти внешние факторы, никогда не принесет устойчивого ощущения счастья. И тогда мы начинаем искать счастье внутри, открывая, что испытывать счастье — это способность ума, которую можно развивать.

Оказывается, что такие вещи как умение жить в настоящем моменте, уверенность в себе и понимание себя имеют к счастью гораздо большее отношения, чем успешность в ее примитивном понимании (карьера, достаток).

В этом месте вы возможно скажете, ну окей, Лена, черт с ней с успешностью, но как на счет коммуникабельности, например, ну или творческого развития? Как насчет того, чтобы развивать вот эти качества?

Пример HTML-страницы

Как развивать ребенка: девять предостережений для думающих родителей

Ну вот насчет коммуникабельности — это круто, это важное качество в современном мире. Но что если ваш ребенок интроверт по натуре? Что ему теперь, не светит быть счастливым?

Я уверена, что для счастья не обязательно быть коммуникабельным, достаточно просто иметь возможность быть собою. И важно, чтоб родители обеспечили ребенку такую возможность, учили его, как найти свое место в обществе с его оригинальным набором особенностей.

А с творческим развитием все совсем просто. Достаточно понять, что творчество, это не когда ты в берете стоишь у мольберта. Творчество это все, к чему мы прикасаемся. Кататься на скейте — это творчество, решать уравнения — это творчество, убираться в доме — это творчество. Все то, что ты делаешь в состоянии свободы, без всякого давления — это творчество. И любое творчество в примитивном понимании (музыка, рисование, танцы), которым ты занимаешься под давлением (мама мечтает, чтобы я стал пианистом) — никаким творчеством на самом деле не является.

Народная мудрость за века сгенерировала множество пословиц на эту тему, прежде всего вспоминается та, что про благие намерения,  дорогу и ад. Почему так происходит? Полагаю первая причина этого в том, мы живем в неблагополучной стране со сложной историей. Эта история учит нас тому, что нужно биться изо всех сил, иначе пропадешь.

Когда половина населения находится за чернотой бедности, а политическая ситуация такая, что за эту черту с каждым месяцем уходит все больше и больше людей, многим, полагаю, не до счастья в высоком понимании. Если счастье, это когда ты можешь спать в тепле и прокормить семью, ни о каких высоких материях думать не приходится.

Кстати, на своем опыте я заметила, что в те периоды, когда жизнь сводится к натужному обеспечению базовых потребностей, голова проясняется. Тебе не надо думать о том, сможешь ли ты поехать в отпуск на Бали. Смог поесть сегодня — вот и хорошо!

Мы все помним, как родители нашего поколения заставляли своих детей учиться на юристов и экономистов. Где теперь эти юристы и экономисты? На ком эта стратегия «будь успешным или умри» действительно сработала? Если на вас — напишите мне в комментариях, потому что я лично таких людей собственными глазами не видела.

Образование в том виде, в котором через него прошла я, и в котором оно существует сегодня, это вообще боль. Вот что уж точно не имеет ни малейшего отношения ни к счастью, ни к успеху ни в высоком, ни в низком понимании. Когда я смотрю на школу с университетом я вижу только огромную черную дыру, в которую ты вкидываешь тонны усилий, нервов и надежд, а на выходе получаешь ничего. Несколько хороших воспоминаний из коридоров, если повезет.

Надо заканчивать статью, пока я не ударилась в мрачняк )

Что я хочу сказать… на жизнь сложно посмотреть сверху. Сложно разобраться в собственных мотивах и желаниях, и это сложно вдвойне, когда ты пытаешься управлять жизнью своего ребенка. Ты такой пытаешься понять как лучше для него. При этом не знаешь даже толком как лучше для тебя. И что такое вообще это самое лучше.

Если, прочитав эту статью, вы немного задумаетесь об этом, если почувствуете желание что-то пересмотреть, или напротив, почувствуете поддержку в уже взятом курсе — это хорошо, значит не зря много букв. Хотите, порассуждаем о других желанных качества ребенка в комментариях? Кидайте ваши варианты — будет интересно!

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.