Осознанное родительство

Прикорм для малышей по месяцам. Каким рекомендациям следовать?

Пример HTML-страницы

Прикорм для малышей по месяцам: анализируем сроки, таблицы и рекомендации врачей

Прикорм для малышей по месяцам. Каким рекомендациям следовать?

Введение прикорма — это важный период в жизни каждого ребёнка и его родителей. Настолько важный, что очень хочется опереться на какие-то железобетонные схемы, а то и таблицы, вот чтобы прямо в граммах было написано какие продукты когда вводить.

Интернет пестрит такими табличками и у родителей начинает раскалываться голова — чему можно верить, откуда данные, почему такие разные и что подойдет именно вам? В этой статье мы как раз разберемся во всех этих вопросах, чтобы у вас в голове настала полная ясность в этом вопросе.

Сразу напоминаю, что ВОЗ рекомендует исключительное грудное вскармливание до 6 месяцев, без каких-либо допаиваний жидкостями, смесью и дополнительной пищи. В норме прикорм для малышей начинается именно с этого времени.

Помимо готовности младенца и проявления пищевого интереса к содержимому маминой тарелки, также следует помнить о физиологическом развитии. Ориентируясь на него, маме можно облегчить этот процесс и ей будет проще подготовиться и знать как приготовить блюда для своего ребёнка.

Обратившись к методическим рекомендациям для Европейского региона ВОЗ «Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста» стоит обратить внимание на то, что для перехода за общий семейный стол грудничок проходит 4 этапа развития, основываясь на которые он кушает что-то определённое.

1 ЭТАП

С рождения и до полугода жизни у маленького человека развит только сосательный рефлекс, благодаря которому получается высасывать молоко из груди или адаптированную молочную смесь из бутылочки и глотать ее. До 4 месяцев вообще нет нервно — мышечной координации и нет возможности сформировать комок из пищи и проглотить. И питаться в это время будет исключительно грудным молоком/смесью. Поэтому раннее начало прикармливания совсем не обосновано, и возможно лишь в исключительных случаях, об этом совсем скоро вы сможете прочитать в статье про прикорм с 4 месяцев.

И эти слова подтверждаю цитатой нашей уважаемой Организацией:

«Некоторым детям может понадобиться прикорм раньше 6 месяцев, но вводить его до 4 месяцев не следует. На необходимость введения прикорма до 6 месяцев указывает то, что ребенок в отсутствие явной болезни недостаточно прибавляет в весе (что определяется на основании двух-трех оценок подряд) или выглядит голодным после неограниченного кормления грудью.

Следует обращать внимание на использование правильных карт нормативных показателей физического развития, принимая во внимание то, что дети, вскармливаемые грудью, имеют не такие темпы физического развития, как те дети, на которых основаны нормативные величины Национального центра медицинской статистики США.

Тем не менее, начиная вводить прикорм до 6 месяцев, нужно учитывать и другие факторы, такие, как масса тела и внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и общий статус физического развития и пищевой статус ребенка.»

Всемирная Организация Здравоохранения проводила исследования по нормам прибавки веса и роста, в котором приняло участие 8440 здоровых детей со всего мира. По этим данным были составлены сводки, на которые необходимо ориентироваться педиатрам при оценке массы тела и роста ребёнка.

В России также есть табличка по набору веса деток, которая утверждена Минздравом и Союзом Педиатров России, но цифры в ней усредненные и немного отличаются от официальных данных.

Об этом уже пишу для вас статью про нормы прибавок веса.

2 ЭТАП

С 4 до 7 месяцев у крохи появляются новые рефлексы. Так, например, с 5 месячного возраста, младенец чаще начинает подносить ко рту различные предметы, появляются первые жевательные рефлексы, которые дают ему возможность жевать некоторую твердую пищу независимо от наличия зубов.

Увеличивается сила сосания, а рвотный рефлекс перемещается от середины языка к задней трети, благодаря чему после полугода своей жизни маленький человек может пробовать пищу переходного периода в виде пюре или сильно размятую. Это могут быть овощи, часто первым вводят кабачок, фрукты или каши.

Помимо прикорма, который младенец получает в виде пюре, мама также может использовать педприкорм, в котором карапуз кушает микродозами, порциями размером с 1 рисовое зернышка, ту же еду, что и родители. Если организм готов, то такую порцию дите вполне способен кушать самостоятельно.

Более подробно об этом можно почитать в статье:

Педагогический прикорм или почему ваш ребенок полюбит брокколи?

В период прикармливания материнское молоко — это основной источник питания. Если используется педиатрический прикорм, то давать любую взрослую еду необходимо после кормления грудью, для поддержания лактации матери и для получения всех необходимых питательных веществ малышу. А при искусственном вскармливании этим источником будет являться адаптированная смесь.

Если же кроха на педприкорме — то грудь рекомендуется давать после еды (не за столом, а отдельно, и после), потому что с грудным молоком малыш получает ферменты к пище, которую съел он и мама за общим столом.

Именно второй этап является началом знакомства с новой едой, так как в этот период у многих деток проявляется интерес к содержимому в тарелках взрослых и его организм постепенно становится готов потреблять что-то новое для себя.

И вот тому очередное подтверждение от Всемирной Организации Здравоохранения:

“К тому времени, когда примерно в возрасте 6 месяцев в рацион ребенка вводится адаптированная пища с семейного стола, пищеварительная система уже достаточно созрела для эффективного переваривания крахмала, белков и жиров, содержащихся в немолочной пище.

Тем не менее, вместимость желудка у грудных детей невелика (около 30 мл/кг массы тела). Таким образом, если пища слишком объемна и имеет низкую энергетическую плотность, грудные дети иногда бывают не способны потребить ее в достаточном количестве, чтобы удовлетворить свои потребности в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикармливания должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто.”

О том когда начинать введение прикорма и обо всех основах читайте в этой статье:

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании? Анализ сроков и критериев готовности малыша

3 ЭТАП

У малыша с 7 до 12 месяцев появляется все больше новых рефлексов и навыков. Карапуз потихоньку учится и со временем отлично умеет очищать ложку губами. В этом периоде у грудничка получается откусывать пищу и пережевывать ее, с помощью боковых движений языка и перемещения пищи к зубам. В такой период вводим растертую или рубленую еду, которую дитё может с лёгкостью захватить руками и съесть самостоятельно. В возрасте 8, 9 месяцев кроху вполне познакомить с мясом, но только обязательно хорошо проваренным и прокрученным через мясорубку или давать микродозами.

Обязательно стоит напомнить, что ВОЗ официально причислили красное мясо к продуктам «вероятно канцерогенным для человека», а мясную продукцию «канцерогенными для человека». Это означает, что существует причинно-следственная связь между употребление этих продуктов и развитие колоректального рака.
Более подробно на официальном сайте.

4 ЭТАП

Это завершающий этап, который проходит в возрасте с одного года до двух лет. Маленький человек уже пытается совершать вращательные жевательные движения, челюсть становится стабильней и вполне готов питаться взрослой пищей с семейного стола, уже способен питаться 2-3 раза в день и иметь 1-2 легких перекуса с семейного стола.

Детка все чаще пытается есть не только на руках у мамы, а уже самостоятельно, прикладывая к этому усилия, но еще не всегда это получается аккуратно. В процессе обучения карапуз устаёт, поэтому не может накормить себя тем объемом еды, который нужен для насыщения и матери следует помогать в этом.

И не забываем, что при грудном вскармливании материнское молоко является главной и основной жидкостью в течение второго года жизни крохи. ВОЗ рекомендует продолжать ГВ до 2 лет и дольше при желании мамы и ребёнка.

Какие проблемы могут возникнуть:

1. Младенец отказывается от прикорма

Это явление нередко встречается, если мать,  например, поспешила со знакомством с взрослой пищей и теперь грудничок не ест ничего, кроме материнского молока.

2. Малыш не ест что-то определённое

Такое тоже встречается довольно часто, когда детка наотрез отказывается, например, каши или творога. Это значит, что организм еще не готов к ним и нужно уважать его мнение и желание кушать то, что ему по душе.

Родителям не стоит переживать, со временем грудничок  попросит то, что раньше не кушал, а вот ранее любимые лакомства могут быть не так востребованы. В этой ситуации матери следует быть терпимей и никогда не заставлять есть.

3. Запор у грудничка

Зачастую родители путают проблемы с опорожнением кишечника на фоне прикармливания с тем, когда консистенция, цвет и периодичность меняется с возрастом. Запор у грудничка так же может встретиться когда начинается знакомиться с взрослой едой. На эту тему я готовлю для вас отдельную статью со всеми пояснениями.

4. Расстройство желудка

Такая реакция организма встречается не так уж и редко. Если то, чем покормили детку не подходит желудку, то в течение нескольких часов происходит опорожнение кишечника.

Именно по этой причине вводить что-либо новое рекомендуется в первой половине дня, чтобы родитель смог оперативно решить проблему. Не стоит забывать, что расстройство желудка приводит к обезвоживанию организма, поэтому карапуза чаще необходимо прикладывать к груди, а если на искусственном вскармливании — то поить водой. Естественно, при расстройстве желудка прикармливание откладывается на какое-то время. А если понос у малыша больше 5 раз в день, то обязательно нужно обратиться к врачу!

5. Аллергическая реакция

К сожалению, такая реакция тоже распространена при употреблении нового питания. Случается это потому, что маленького человека ЖКТ ещё совсем не зрелый, а ещё немалую роль играет наследственный фактор. Такая пищевая аллергия выражается в сыпи или покраснении щек, но ещё бывает выражена в расстройстве желудка или повышенном газообразовании.

Конечно же, при такой реакции, как и при любой другой, следует остановить ввод того продукта, который вызвал ее. Если таковой неизвестен, то из рациона необходимо убрать все и вернуть кроху к исключительному ГВ. А спустя некоторое время постепенно возобновлять прикармливать сначала, тщательно наблюдая за тем, на что у младенца появилась аллергия.

Есть вероятность, что есть возможность справляться с пищевой аллергией при помощи педагогического прикорма. Педиатр Лариса Токарева дает рекомендацию, которая мне кажется логичной.  А посему, делюсь ею с вами.

«Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки.  Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.»

Каждой матери всегда следует помнить, что это время в жизни маленького человека не всегда проходит гладко и просто. А вот её правильный подход к любой непредвиденной ситуации скрасит этот период и научить дитё кушать с удовольствием.

Вам нужна пошаговая инструкция?

Вообще, в глобальной сети интернет встречается очень много разнообразных таблиц по прикорму, расписанных так подробно, вплоть до дня. И часто сопровождаются надписями, что разработаны по рекомендациям Всемирной Организацией Здравоохранения. Ниже привожу несколько таких вариантов и комментирую.

Пример HTML-страницы

Ниже представлена таблица, источником которой является методическое указание #9/225 “Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни” Министерства Здравоохранения и НИИ питания РАМН от 1999 (этот документ вы сможете найти здесь). И что самое удивительное, несмотря на то, что прошло уже 18 лет, по-прежнему актуальна и “современна” для многих педиатров в России и достаточно широко распространена в применении.

А это та же самая схема, официально названная “Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации”, но уже изменённая вместе с Союзом Педиатров России и утвержденная в феврале 2009 года. По сравнению с предыдущей табличкой здесь немного изменены сроки введения и объём пищи.

Вы тоже обратили внимание на то, что по этим данным фруктовый сок вводят в 3-4 месяца? А желток и цельное молоко? В таком возрасте пробовать карапузу такое совершенно не нужно, а чтобы не быть голословной, в подтверждение этих слов приведу цитату Якова Яковлева на этот счёт:

“Соки и фрукты. В настоящее время введение соков и фруктов в рацион ребенка ранее 6-8 месяцев считается ненужным. Это связано с отрицательным влиянием их на желудочно-кишечный тракт ребенка, особенно в возрасте ранее 4 месяцев.
Также раннее введение соков способствует появлению у ребенка аллергических реакций, колик, жидкого стула, снижению прибавок в массе тела и т.д. Кроме того, консистенция соков жидкая и калорийность их составляет 30-50 ккал на 100 мл (в грудном молоке 67 ккал на 100 мл).
При введении значимого объема соков младенцу на фоне риска появления различных нарушений есть вероятность вытеснения грудного молока и снижения в целом поступления суточной энергии. А вводить соки в объеме нескольких капель или миллилитров просто бессмысленно, так как никакой пищевой ценности они уже не будут представлять.

Поэтому соки и фрукты следует добавлять в один из уже введенных прикормов в качестве вкусовой добавки. Также можно их предложить ребенку после того, как он получит основную пищу (кашу, овощи, мясо). Если младенец отказывается от соков или фруктов, то безболезненно можно временно исключить их из рациона.

Цельное коровье или козье молоко не рекомендуется вводить ранее 12-18 месяцев жизни. Это связано избыточной белковой нагрузкой, риском аллергических реакций, потерей железа через кишечник и т.п.

В качестве прикормов нет смысла использовать жидкие и полужидкие продукты. Использование 5-10% каш, которые были не так давно распространены, является нецелесообразным, поскольку они не выполняют одну из важнейших целей данного периода – приучение и перевод ребенка на твердую пищу. При разбавлении каши количество энергии в единице объема также уменьшается.

Желток. Не имеет значимой пищевой ценности для младенцев, при этом обладает высокими аллергизирующими свойствами. Поэтому желток можно вводить ближе к году или вообще не давать младенцу.”

А вот подобную схему, приведенную ниже, не составляет труда найти в интернете, причем на разных сайтах. Часто пишут, что это таблица ВОЗ, на самом деле автор ее  — блогер Екатерина Кузьмина, автор сайта mamazanuda.ru, которая сделала ее для себя с использованием методичек ВОЗ и информации с форума АКЕВ (Ассоциация Консультантов по естественному вскармливанию), так как поняла сама.

Источник 

Вот комментарий об этой информации самого доктора Яковлева, педиатра, авторитетного в вопросах кормления грудных детей, член медицинского совета Ассоциации Консультантов Естественного Вскармливания:

“Это не табличка ВОЗ — у ВОЗ нет таких табличек. Эта табличка составлена с учетом различных рекомендаций, в том числе ВОЗ. В целом — вполне можно использовать. Хотя я бы немного скорректировал и упростил. 🙂

Ну в первую очередь, на мой взгляд, там слишком быстрое увеличение объема. Я обычно предлагаю выходить на более или менее значимый объем (от 100 г) дней за 10-14, а не за неделю. При всем моем занудстве в отношение объемов прикорма, меня как-то немного напрягает столь подробная раскладка по граммам и ложкам. Может кому-то это и надо…не знаю.

Также я бы не стал давать овощи утром — всё-таки это продукт для обеда. Тем более, после введения каши автор предлагает овощи перекинуть именно на обед.

В отношении введения 2 видов овощей. Я всё-таки считаю, что это нужно сделать несколько позже, когда объем прикорма уже будет увеличен, то есть к 10-14 дню. То есть это будет второй шаг — после увеличение объема монопродуктом за 10-14 дней введение других овощей для разнообразия. Ну и сделал бы проще — в овощ, который введен, просто добавил 1-2 ложки нового. Без всяких сложностей. Если всё нормально, то спокойно дальше увеличивал бы разнообразие овощей, вводя их все понемногу. Без всяких там циферок и расчетов. С кашей — аналогично.

Не совсем понял, почему тыква отдельно выводится? Это же обычный овощ. Как отдельный прикорм не выделял бы яблоко, грушу и чернослив (почему именно чернослив?) — оно пойдет в начале для изменения вкуса каши или овощей. Как отдельное блюдо оно нужно гораздо позже.

Насчет пшенки — не знаю. Будут ли маленькие дети её есть.

Ну с мясом тоже проще — любое. Есть риск аллергии — кролик, индейка или баранина. Нет — любое мясо.

Я думаю, это один из многочисленных вариантов. Кому-то подойдет. Кому-то нет.”

Важно о таблицах

Что объединяет вышеприведенные таблички? Наличие конкретных продуктов и конкретных объемов порций, которые должен съедать малыш в определенный месяц или день своей жизни!

Не кажется ли это не очень нормальным? Что подумает мать, увидев одну из таких схем в интернете, да ещё и “рекомендованную” Всемирной Организацией Здравоохранения? Наверное то, что какая-то организация знает, что и сколько лучше подойдёт ее карапузу. А в результате получает “самолетики”, “ложечку за маму”, мультики за обедом, а потом отказ человека от питания и возможные проблемы в будущем.

Каждая мать , которая задумывается о прикармливании, должна чётко понимать, что эти схемки не обязывают абсолютно ни к чему, что такое перфекционистское использование бывает чревато как для  грудничка, так и для неё самой, как минимум, психологически.

Ниже приведу две другие схемы, которые служат просто неким скелетом прикорма, на который можно ориентироваться.

Данная таблица рекомендована врачом-педиатром Яковлевым Яковом Яковлевичем, который разделяет метод педиатрического прикорма, но в гораздо более адекватной с моей точки зрения форме. Яковлев Я.Я. член медицинского совета АКЕВ, что говорит о том, что является сторонником ГВ, причём дважды прошедший курс ВОЗ/ЮНИСЕФ «Консультирование по грудному вскармливанию» у национальных экспертов ВОЗ." Кстати, в 2010 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему “Пути оптимизации питания детей грудного возраста.”

А эта схема является официальной, расположенной на сайте Всемирной Организации Здравоохранения, которая имеет мало чего общего с выше рассмотренными. Источник

Примечание: если ребенок не не находится на грудном вскармливании, он должен получать дополнительно 1-2 чашки молока в день и 1-2 приема пищи в день.

Обратите внимание, что в отличие от предыдущих, таблицы с официального сайта ВОЗ и врача-педиатра Яковлева Я.Я. не содержат в себе никаких цифр по объему порции, конкретных списков продукции и дни, когда малыш должен употреблять именно их.

Любая схема, которая встречается на просторах интернета или озвучивается врачами в поликлинике нужна исключительно с ознакомительной и ориентировочной точки зрения. Смотрите на то, что хочется и нравится маленькому человеку.

Что лучше: баночки или готовить самой?

Что касается педприкорма здесь ответ понятен – малыш ест то же, что и вся семья. Нет никакой необходимости покупать баночное питание. Вот если женщина решила пойти путем педиатрическим, то вопрос для неё остаётся актуальным и хочу сказать об этом пару слов, рассмотреть плюсы и минусы.

Самый главный вопрос, который касается прикармливания затрагивает качество того, чем мать будет кормить ребёнка. Производители утверждают, баночное пюре изготавливается только из натуральной и отборной продукции, без добавления консервантов и ГМО. Такая продукция проходит постоянные сертификации и проверки.
Но… все же это не приготовленное самостоятельно пюре подвергается сомнениям натуральности, ведь по факту мы не видим как происходит приготовление, из чего это делается и все ли стерильно.

Поэтому многие предпочитают готовить блюда своими руками. И тут вроде бы ясно, что такой способ точно исключает добавление концентратов да ещё и приготовлено с любовью будет. И здесь тоже есть НО. Заключается это в тех продуктах, из которых мать будет готовить. Если фрукты, овощи и другая продукция с собственного огорода или от проверенного фермера, то вопрос о их качестве снимается, а вот если с ближайшего рынка или магазина, то вероятность того, что они напичканы нитратами, очень высока, что также не принесет пользы.

«Детские питательные смеси промышленного производства могут быть весьма удобны, но часто они дорого стоят и могут не давать никаких алиментарных преимуществ по сравнению с правильно приготовленными блюдами с семейного стола, если не считать случаев, когда существует особая необходимость в обогащении микронутриентами. Даже если лица, осуществляющие уход за ребенком, решат кормить его детскими питательными смесями промышленного производства, все равно нужно давать и еду домашнего приготовления, чтобы приучить ребенка к большему разнообразию вкусовых ощущений и структур.» — написано в методических указаниях для Европейского региона ВОЗ «Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста».

И независимо от того, как мать решила кормить своего малыша, помните, что не все продукты следует давать деткам, по некоторым существуют возрастные ограничения из-за тех элементов, которые в них содержатся. Более подробно написано в статье, с которой вы, возможно, уже ознакомились:

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании? Анализ сроков и критериев готовности малыша

Нужно ли давать попить?

Когда начинается прикармливание, многие мамы обеспокоены допаиванием крохи другими жидкостями. На первом году жизни грудничка происходит только знакомство с новой пищей, новыми вкусами, а основным кормлением по-прежнему остается материнское молоко, которое очень хорошо удовлетворяет потребности в жидкости. Мама может предлагать малышу воду из чашки, но если он отказывается, заставлять не нужно. Питье воды — это полезный навык, которому необходимо ребенка обучить, но при этом не должно быть негативной привязки к процессу.

Еще особой популярностью у грудничков пользуются чаи, как черный и зеленый, так и травяные. Но от их употребления лучше отказаться.

«Чай содержит таннины и другие соединения, которые связывают железо и другие минералы, тем самым снижая их биологическую доступность. Кроме того, часто в чай добавляют сахар, а это увеличивает риск кариеса зубов. Сахар, потребляемый с чаем, также может приглушить аппетит и помешать потреблению более питательной пищи.
Однако вследствие малых размеров тела и быстрых темпов физического развития грудные дети потенциально менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Травяные чаи, такие, как чай из ромашки, могут оказывать такое же отрицательное действие на всасывание негемного железа, что и другие чаи, в том числе зеленый чай» — к такому заключению пришла Всемирная Организация Здравоохранения по результатам своих исследований.

Вывод такой. Прикорм не так страшен как кажется. Вокруг него ходят множество заблуждений и некорректной информации, которую необходимо фильтровать прежде, чем применить это на своей крохе. Единственное и главное в этом процессе должно выступать ориентирование на потребности, состояние и желание вашего малыша!

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.