БЛОГ
ЕЛЕНЫ КАЛАШНИКОВОЙ
О ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ
И ОСОЗНАННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ

Как развивать ребенка: девять предостережений для думающих родителей

Санкт-Петербугр
Как развивать ребенка: семь предостережений для думающих родителей | Блог Дочки-Матери

Я прочитала столько книжек, лекций и статей о развитии детей, что пухнет голова. Причем самое интересное находится в материалах, которые посвящены вовсе не развитию… Ведь развитие – это жизнь малыша полностью, со всем, что его окружает. В этой статье я решила резюмировать все ценные сведения о том, как правильно развивать ребенка,  прежде всего для себя. С вашего позволения, я сделаю это в формате предостережений. На мой взгляд, именно в таком виде эта тема проще для восприятия.

О крайностях

НЕТ крайностям: когда ребенком не занимаются совсем, и когда ему не дают побыть наедине с собой и своим воображением. Если по первому пункту все ясно, то со вторым бывают перегибы. На самом деле,  психика ребенка не рассчитана на то, что кто-то будет его постоянно развлекать. Печальные последствия могут заключаться в том, что малыш не сможет почувствовать себя самодостаточным в отсутствие родителей.

ДА всему, что между этими двумя вариантами,  в зависимости от каждого конкретного ребенка и родителя. А как понять, сколько нужно заниматься? Об этом следующий пункт.

Об искренности

ДА  развитие ребенка происходит только через искренний интерес и радость. Заниматься нужно столько, сколько в радость всем участникам процесса. А как быть, если не нравится заниматься? Поискать вдохновение в другом месте ) - об этом дальше.

Как развивать ребенка: семь предостережений для думающих родителей | Блог Дочки-Матери

НЕТ занятиям из под палки — как для ребенка, так и для родителей. В этой идее ценна вторая часть. Сейчас все вроде бы уже  понимают, что в ребенка насильно не затолкаешь. Но вот насчет того, что не нужно принуждать и себя, – для некоторых эта мысль все еще в новинку.

Об индивидуальности

НЕТ навязыванию ребенку неподходящих ему методов развития. Возможно,  ваш ребенок развивается не через рисование, как вы себе представляли, а через подвижные игры во дворе ; не через развивающие карточки, а через общение с людьми. Это тоже развитие, оно ничем не хуже, просто больше соответствует его личности.

ДА  признанию права маленького человека на свои особенности, даже если вам они не близки.

Об интеллекте

НЕТ чрезмерному акценту на развитие интеллекта. Сейчас в медиа слишком много этого, потому что развитие интеллекта хорошо продается. Настолько хорошо, что это повод задуматься, а развиваем ли мы характер, осознанность, уверенность в себе, креативность, эмпатию, коммуникативные навыки и прочие важные вещи? Что вы будете делать, если интеллект — это не сильная сторона вашего ребенка?

Как развивать ребенка: семь предостережений для думающих родителей | Блог Дочки-Матери

ДА понимаю того, что возможности ребенка не безграничны, как любят говорить некоторые сторонники раннего развития. Они как раз ограничены, и,  когда мы перетягиваем всю энергию ребенка в одну сторону, мы забираем ее оттуда, где она, вероятно, сейчас нужнее.

Об опережении

НЕТ опережающему развитию. Таковым я считаю, например, чтение в три года. Подумайте сами, какой профит малышу от этого навыка в три года? Какие причины на самом деле побуждают родителей к таким действиям?

ДА своевременному развитию. К примеру, речь начинает развиваться с рождения. Природа мудра, она создает совершенные системы. Ресурсы ребенка рассчитаны на то, что в определенном периоде он будет развиваться определенным образом. Мы, конечно, можем влезть туда и сделать все по-своему, но мы не можем знать, какие долгосрочные последствия это возымеет.

Мой любимый пример, который наглядно показывает неучтенные последствия форсирования развития. Мало кто знает об этом, и мало кто сможет потом понять, что случилось что-то неправильное. Возрастной психолог Катерина Мурашова, которую я очень уважаю, рассказывает о том, что у ребенка есть один единственный период, когда идет интенсивное развитие его креативности – с пяти до семи лет, то есть как раз перед школой.

Но сейчас существует тенденция начинать изучать школьную программу раньше, что требует потратить энергию на другие навыки и компетенции : логика, подчинение правилам, терпеливое воспроизводство – ,короче,  все то, что прямо противоположно креативности. Катерина Мурашова так и говорит: «Очень жаль».

Для тех, кто хочет подробностей, рекомендую посмотреть это видео с лекцией Мурашовой:

конкретно этот фрагмент о периоде развития креативности объясняется на 1.20

О подготовке

НЕТ подготовке к подготовке. В младенчестве готовимся к детскому саду, в саду — к школе, в школе — к институту и так далее. Пока не пора будет готовиться к гробу, видимо.

Да   : учимся жить здесь и сейчас. Ребенок не будущий человек, он уже человек  и у него уже жизнь. Очевидно? Ах, если бы ).

О методиках

НЕТ развитию исключительно при помощи специализированных методик, материалов и центров.

ДА как можно более разнообразному опыту реальных жизненных действий  через наблюдение за родителями, посильное участие в их делах, осуществление своих маленьких «проектов». В этом контексте очень важна роль матери:  чем она занимается и как она себя чувствует в этом. К примеру, если мать погружена в домашнее хозяйство, которое при этом не приносит ей удовлетворения и самореализации, – что она транслирует своей маленькой дочери?

Как развивать ребенка: семь предостережений для думающих родителей | Блог Дочки-Матери

Деятельные и реализованные родители дают ребенку богатую пищу для развития только за счет того, что малыш присутствует рядом с ними. Такая модель обучения до сих пор является основой в восточной философской традиции, когда ученик перенимает качества учителя за счет того, что живет подле него.

Великий педагог Януш Корчак написал об игрушках то, что мне, фанату игрушек, вообще было больно читать. Но я все же признаю, что это правда: игрушки – это плод рафинированной среды, где физически отсутствуют естественные стимулы для развития – живая природа, ремесленные занятия, расширенная семья и община. Чем более стерильна среда, тем больше потребность ребенка в игрушке. Даже плюшевый мишка, этот трогательный символ детства, уходит корнями в психологическую депривацию… В своей отдельной кроватке малыш обнимает игрушку, когда он лишен объятий матери.

Я надеюсь, что у вас не сложилось мнение, что я категорически против методик раннего развития? Это вовсе не так, я лишь призываю к вдумчивому выбору и здоровому отношению к ним. Например, я использую набор для развития речи «Умница», получивший хорошие отзывы от знающих товарищей. Самые внимательные могут найти карточку и игрушку из этого набора на фотках в этой статье ).

О приспособлениях

НЕТ тотальному сглаживанию острых углов при помощи различных приспособлений, таких как ходунки, чашки-непроливайки, соски и одноразовые подгузники. Подумайте сами : все это призвано облегчить жизнь ребенка. Но нужно ли ему это? Ребенок способен принять вызов той среды, в которой ему предстоит жить, это и есть самое важное и плодотворное развитие.

ДА умеренности в использовании всех этих маленьких помощников. Изучайте принципы естественного родительства, чтобы глубже разобраться в этом вопросе.

Как развивать ребенка: семь предостережений для думающих родителей | Блог Дочки-Матери

О сравнении

НЕТ сравнению темпов развития ребенка с другими детьми (или с собой в детстве).   Не стоит озвучивать свои переживания при ребенке,  так как малыш может усвоить, что он «недостаточно хорош». А это впечатление от себя зарубит все ваши благие начинания на корню. На мой взгляд,  вообще сложно нанести больший ущерб ребенку, чем повредить его уверенность в себе. И никто, кроме родителей,  не способен на такое глубокое влияние.

ДА в каком бы темпе ни развивался ребенок, всегда можно найти повод для одобрения.

Если темп развития ребенка является причиной беспокойства, то это повод:

  • поискать причину в проблемах ниже по пирамиде потребностей Маслоу. Возможно, малыш тратит энергию где-то на более базовом уровне, например, не чувствует себя безопасно.
  • поработать над собой, то есть, не закрался ли тут какой-нибудь зловредный комплекс из разряда «я-плохая-мать».
  • подумать о том, что развитие часто идет скачкообразно, ребенок может не проявлять его признаки явно, но внутри у него идет работа.
  • деликатно предложить малышу занятия (здесь можно найти массу хороших методик), направленные на развитие непроявленной способности. Ключевое слово «деликатно», то есть,   без акцентирования внимания на этом, с готовностью к тому, что малыш может не принять эти занятия, или что они могут не подействовать.
  • защищать малыша от бестактных намеков окружающих, транслируя уверенность в том, что с ребенком все в порядке.

Как развивать ребенка: семь предостережений для думающих родителей | Блог Дочки-Матери

На этом я заканчиваю свой список. Моей дочери сейчас один год и два месяца, поэтому я ориентировалась на возраст от года до трех лет. Но, перечитав статью, я поняла, что все эти принципы верны как для младенцев с рождения, так и для старших дошкольников лет в пять-шесть. В школьном возрасте начинается немного другая история, не буду забегать вперед ). Лучше буду ждать ваших комментариев! Понравилась ли вам статья? Буду очень счастлива получить дополнения от более опытных родителей и полезные ссылки по теме ).

Искренне ваша,
Очень плохоПлохоНе оченьХорошоОтлично
(голосов: 16, в среднем 4,88 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Оставьте ваш комментарий:
  • Ekaterina Fairshon

    Да, как сказано в статье, «развитие интеллекта хорошо продается»...некоторые родители чуть ли не с рождения стараются «запихнуть» своего малыша в некие «продвинутые» развивающие центры, кружки или курсы вместо того, чтобы просто больше времени уделять общению или развивающей игре с собственным ребенком. Первый и главный учитель ребенка — это его мать !

  • http://vk.com/id1582257 Ксения Ильянович

    Для меня раннее развитие — это дать ребенку возможность заниматься тем, чем интересно, перепробовать разные интересные активности (поползать по траве, порисовать пальчиками, наблюдать на рыбками, пускать пузыри и т.д.).На мой взгляд, это и есть своевременное развитие, когда мама включена в детство своего ребенка, когда детство яркое и запоминающееся, потому что много гуляли, экспериментировали, играли. Ну если ребенок спрашивает про цифры в 2 года? Говорить, нет, тебе не положено еще? Я предложу играть с цифрами) Паша пока крутил ручку с отсчетом времени на микроволновке, сам освоил счет до 60 и обратно.

    Да, мой сын читает где-то с года (я занималась по методикам Умницы). Но при этом развитие должно быть сбалансированным, я на своих курсах предлагаю осознанно к этому подходить, выделять важные сферы (в т.ч. и качества личности, самостоятельность, эмоциональный интеллект), понимать, что сейчас в зоне ближайшего развития. Навык чтения — не был самоцелью, важнее то, что у мозга с рождения множество «пищи для ума» и стимулов для образования новых нейронных связей.

    Может, мне везет с окружением, но мои знакомые мамы — вполне адекватные и думающие, никто насильно не впихивает занятия, никто не концетрируется на «обогнать всех». Просто нам очень нравится играть с ребенком))) А ребенку нравится и по лужам топать, и книжки читать))

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Я все-же с опаской к раннему чтению, слишком много авторитетных (в моих глазах) противников этого дела. Но, конечно, если ребенок тянется к буквам, пытается читать в год, я б не стала препятствовать и говорить, что рано. Думаю, у каждого ребенка свой путь, если это его сильная сторона и она так рано включается, ребенку нравится, маме интересно — не вижу никаких проблем.

    Я просто всегда опасаюсь за то, чтобы не было слишком рьяного, слишком искусственного вмешательства в естественные процессы. Чтобы было уважение к тому, что создала эволюция, понимание ценности этого... И пишу об этом, так как мне самой не было очевидно, что тут может крыться какой-то подвох. А методики раннего развития настолько сильно очаровали меня поначалу, что я была не готова этот подвох увидеть.

    Вот только вчера мне попалась реклама очередной развивашки со слоганом «Ваш ребенок может быть самым лучшим». Таков общественный запрос, хотя ни одна мама не признается в этом. Мне не кажется этот посыл безобидным, поэтому для меня так важно что-то противопоставить ему.

    • http://vk.com/id1582257 Ксения Ильянович

      Насчет противников раннего чтения (ты про М. Безруких?) — они говорят об обычном способе обучения чтению (через буквы и слоги). Здесь я абсолютно с ними согласна, не нужно приставать с буквами, не готов ребенок к абстрактному мышления. Есть другой способ — обучение целыми словами, тогда ребенок просто принимает слово как один из вариантов указать предмет. Например, вот живая кошка бегает — кошка, вон на картинка нарисована — тоже кошка, вот карточка со словом кошка — тоже кошка))) Обучение целыми словами используют в своих программах и Лена Данилова, и Ольга Теплякова (Галка-Игралка), весьма авторитетные источники для меня)

      По поводу общественного запроса — я лично не знаю таких мам. Ты хоть одну знаешь? 🙂 И мой сын тоже не ходит на развивашки (был только бассейн), мне жалко тратить время прогулки на свежем воздухе на какие-то занятия 🙂

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Недавно я познакомилась с очаровательной семьей, мы разговорились, и девушка (мама малыша), спросила меня, ходим ли мы уже во всякие развивашки. Когда я ответила нет, я поняла, что для моих собеседников это звучит странно.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Ксюша, а есть хорошая статья про различие обучению чтению через буквы и целые слова? Хочу узнать об этом поподробнее!

    Про общественный запрос я сделала вывод как работник маркетинга, я вижу тенденцию продавать раннее развитие так, и я вижу, что это работает, к сожалению. «Ваш ребенок может быть самым лучшим» — это же реально кто-то написал, понимаешь? Поднялась рука у человека. Это же обращение к чьему-то страху, что его ребенок не самый лучший, недостаточно хороший... Я бы в такой конторе и туалетную бумагу не купила, ну потому это уж совсем нерукопожатные приемчики. А люди покупают. Вот это грустно. Причем, там может и хорошие материалы, я не знаю. Но что можно сделать хорошего с этими материалами, когда в голове подсознательный страх, про то, что твой ребенок хуже других?

  • Ася

    Или вот когда мамы во дворе обсуждают детей, мол, мой уже считает в два года, как бы подразумевается, что это круто, а если твой еще не считает, то это не круто. И как-то неловко становится несмотря на то, что ты понимаешь все про то, что неумение считать в два года не делает твоего ребенка менее развитым, способным, потенциально успешным. Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадочек остался.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10153854530152123/ Elena Levicheva

    Классная статья, спасибо Лена. Я согласна со всеми пунктами. Меня, конечно, периодически терзают сомнения, а достаточно ли я занимаюсь с ребенком, но я гоню их прочь 😄. Я тоже в первые месяцы Виктора была настроена развивать его по всем возможным методикам. А потом как раз Мурашову и послушала. И стала заниматься собой 🙈 мне очень нравится Марина Суздалева, я прошла у нее курс «развитие вашего ребенка от А до Я», и я применяю приемчики оттуда — зоны игр и игрушек в разных комнатах в свободном доступе. Гармоничное сочетание игр на развитие разных навыков и тд. И самое главное, на мой взгляд — заботиться о своем и семейном счастье. Когда в семье все хорошо, развитие всех членов семьи идет само собой, потому что всем в радость быть и развиваться вместе. Пока писала эти строки, проснулся сын, увидел ручку с блокнотом, на котором я планировала утренние страницы пописать и начал каракули выводить, вот и развитие 😍

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Да, малыши, когда у них все прекрасно, развиваются от всего, только новые стимулы подавай )

    Но все равно, конечно, специальные развивалки использую в небольшом количестве, честно говоря, потому что мне самой это все очень нравится )))

    Надо бы мне разузнать про Марину Суздалеву, уже не первый раз слышу это имя...

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Я заметила, что у нас в культуре есть такая фигня, как бы извиняться перед посторонними за то, что ребенок какой-то не такой. Не понимаю откуда это, но я вижу это постоянно. Я даже себя поймала на этом тут недавно и почувствовала себя ужасно — даже зная, что так нельзя, я не смогла подавить привычную реакцию! И вот пример из двора: сделала комплимент маме маленькой девочки на тему того, какие красивые у девочки ботиночки (обожаю малышанскую обувь!). Что вы думаете я услышала в ответ? Оправдание-извинение, что такие ботиночки были только синие, но в магазине сказали, что синие девочкам тоже можно.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/630653470445784/ Julia Fox

    Мы с сыном ходили на развивающие занятия с 3 лет, но ему самому нравилось. Он впитывал информацию как губка и требовал ещё. Дочь совсем другая: она на стремится читать, хотя ей интересны буквы и цифры, она знает цвета, но может запросто синий назвать красным — ей просто это не важно. Но она может сама играть в ролевые игры, придумывать и рассказывать истории, хлопочет принимая гостей. Ей 4,5. Ребёнок должен быть занят, но разумно, а не в гонке за «быть лучшим». Спасибо за прекрасную статью!

  • https://plus.google.com/+КатяКатечкина1 Катя Катечкина

    Елена, классная статья, я согласна!

    Сама против «нарочитого» развития, когда в ребенка пытаются впихунть, да побольше. Чаще не нужного — чтобы потом хвастаться перед родственниками и коллегами «какой умный мальчик/девочка».

    Особенно я против специальных развивающих занятий до года, когда малыш сам очень активно исследует и тем самым развивается. До года ему правда хватает того, что вокруг — природы, взрослых вещей, мамы.

    С полутора лет у моей дочери проснулся интерес к буквам, цифрам, формам — то есть тому, что само по себе «на дороге не валяется». То есть она жаждала изучать новое, спрашивала меня, что это или как называется то. Появились те самые развивающие занятия, но все в игровой ненавязчивой форме. Когда дочь сама была инициатором, а не я сажала ее за стол по расписанию. Кстати, вот моя статья на эту тему ecomammy.com/index.php/ob...shchie-zanyatiya

    Думаю, что чем старше ребенок, тем больше имеет смысл вводить развивающие занятия. Ребенок становится более заинтересованным, хочет узнавать новое. И уже не может сам удовлетворить свой интерес только из бытового и природного. Я с дочкой начинаю (с 2 лет) потихоньку вводить разные интересные занятия — она в восторге!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Спасибо вам ) Кстати по поводу ролевых игр, Мурашова говорит, что сложность и глубина ролевой игры — это единственный значимый показатель развития ребенка дошкольного возраста.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Спасибо, Катя! Зайду почитаю )

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10153749380987617/ Valeria Kharchenko

    Елена, мне очень импонируют ваши мысли, я как-то тоже так на все это смотрю, хотя и менее структурированно :))

    Если честно, я даже иногда выступаю против каких-то специальных методик развития детей, потому что лично мне чисто интуитивно кажется, что надо просто дать ребенку свободу в исследовании мира вокруг него, создать ему безопасное пространство и предоставить свободу. Нравится вытаскивать из чулана картошку и лук — пожалуйста, даю ему еще плошку, чтоб склавал туда. Нравится кнопочки нажимать — укрепили светильник с напольной кнопкой включения света к стене, все, малыш счастлив. На даче разрешаю срывать цветочки, есть яблоки с дерева и, о да, даже есть траву 🙂 И общаться с соседской собакой непосредственно близко и гоняться за ней на четвереньках по газону. И считаю, что развития ему явно хватает на данном этапе, когда ему год.

    И давая ему свободу, я учу его самостоятельно находить себе интересное занятие и follow his passion, я бы сказала (на русском фраза звучит странновато)). Искать и выбирать интересное занятие именно для НЕГО, а не то, что мне нравится делать.

    Хотя, канечно, ничего не имею против тех мам, которые применяют методики и карточки эти и прочие штуки.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Эх, дача, как мне тебя не хватает! На природе дети развиваются совсем по-другому, тем более когда никто вокруг не охает «не ушибись», «не испачкайся», «не трогай»...

  • Екатерина

    Ранее чтение — это хорошо, конечно. Но ! Дорогие мамочки, будьте осторожны при выборе методик обучения раннему чтению. Особенно отнеситесь с осторожностью к методике «обучения целыми словами», ибо именно такая методика может привести к дислексии. Лучше учить читать через анализ буквенно-звукового состава слов, но, этот метод, конечно, применим для деток предшкольного возраста, не ранее 4-5 лет (зависит от конкретного ребенка).

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    А откуда информация об опасности методики обучения целыми словами? Первый раз об этом слышу...

  • Валентина Ивановна

    Очень правильно в статье изложено мнение о том, что никогда нельзя сравнивать( особенно публично) развитие ребенка с темпом развития других детей. Каждый ребенок это индивидуальность. Например, у одних родителей, при одинаковом образе жизни, одинаковой среде проживания, одинаковом подходе к методам воспитания дети развиваются по разному и темп развития разный. Это зависит и от пола ребенка, и от временного периода нашей жизни, и от возраста родителей и многих других причин.Спасибо за статью.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Хочу заметить, что людям не совсем очевидно, что такое сравнение. Например «о, у нашего зубы еще не растут» — это сравнение. Или «моя в полтора года уже цитировала пушкина» — это тоже сравнение )) Или, «а когда ж она начнет говорить?». Когда надо, тогда и начнет.

  • Марина

    Здравствуйте, Лена!

    Очень правильная у вас статья.

    Развитие ребенка должно идти в соответствии с его возрастом и возможностями.

    Нет никакой необходимости бежать впереди велосипеда.

    По специальности я логопед, можете заходить ко мне в гости и консультироваться, милости просим.

    marilina.ru

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10205286959248139/ Elena Kalashnikova

    Спасибо за отзыв ) Заходила к вам, очень интересно ) у меня дочка как раз только начинает говорить )) тема актуальная.