Осознанное родительство

Как развивать ребенка правильно и не наломать дров

Пример HTML-страницы

Как развивать ребенка правильно и не наломать дров

Как развивать ребенка: девять предостережений для думающих родителей

Я прочитала столько книжек, лекций и статей о развитии детей, что пухнет голова. Причем самое интересное находится в материалах, которые посвящены вовсе не развитию… Ведь развитие – это жизнь малыша полностью, со всем, что его окружает. В этой статье я решила резюмировать все ценные сведения о том, как правильно развивать ребенка,  прежде всего для себя. С вашего позволения, я сделаю это в формате предостережений. На мой взгляд, именно в таком виде эта тема проще для восприятия.

О крайностях

НЕТ крайностям: когда ребенком не занимаются совсем, и когда ему не дают побыть наедине с собой и своим воображением. Если по первому пункту все ясно, то со вторым бывают перегибы. На самом деле,  психика ребенка не рассчитана на то, что кто-то будет его постоянно развлекать. Печальные последствия могут заключаться в том, что малыш не сможет почувствовать себя самодостаточным в отсутствие родителей.

ДА всему, что между этими двумя вариантами,  в зависимости от каждого конкретного ребенка и родителя. А как понять, сколько нужно заниматься? Об этом следующий пункт.

Об искренности

ДА  развитие ребенка происходит только через искренний интерес и радость. Заниматься нужно столько, сколько в радость всем участникам процесса. А как быть, если не нравится заниматься? Поискать вдохновение в другом месте ) — об этом дальше.

НЕТ занятиям из под палки — как для ребенка, так и для родителей. В этой идее ценна вторая часть. Сейчас все вроде бы уже  понимают, что в ребенка насильно не затолкаешь. Но вот насчет того, что не нужно принуждать и себя, – для некоторых эта мысль все еще в новинку.

Об индивидуальности

НЕТ навязыванию ребенку неподходящих ему методов развития. Возможно,  ваш ребенок развивается не через рисование, как вы себе представляли, а через подвижные игры во дворе ; не через развивающие карточки, а через общение с людьми. Это тоже развитие, оно ничем не хуже, просто больше соответствует его личности.

ДА  признанию права маленького человека на свои особенности, даже если вам они не близки.

Об интеллекте

НЕТ чрезмерному акценту на развитие интеллекта. Сейчас в медиа слишком много этого, потому что развитие интеллекта хорошо продается. Настолько хорошо, что это повод задуматься, а развиваем ли мы характер, осознанность, уверенность в себе, креативность, эмпатию, коммуникативные навыки и прочие важные вещи? Что вы будете делать, если интеллект — это не сильная сторона вашего ребенка?

ДА понимаю того, что возможности ребенка не безграничны, как любят говорить некоторые сторонники раннего развития. Они как раз ограничены, и,  когда мы перетягиваем всю энергию ребенка в одну сторону, мы забираем ее оттуда, где она, вероятно, сейчас нужнее.

Об опережении

НЕТ опережающему развитию. Таковым я считаю, например, чтение в три года. Подумайте сами, какой профит малышу от этого навыка в три года? Какие причины на самом деле побуждают родителей к таким действиям?

ДА своевременному развитию. К примеру, речь начинает развиваться с рождения. Природа мудра, она создает совершенные системы. Ресурсы ребенка рассчитаны на то, что в определенном периоде он будет развиваться определенным образом. Мы, конечно, можем влезть туда и сделать все по-своему, но мы не можем знать, какие долгосрочные последствия это возымеет.

Мой любимый пример, который наглядно показывает неучтенные последствия форсирования развития. Мало кто знает об этом, и мало кто сможет потом понять, что случилось что-то неправильное. Возрастной психолог Катерина Мурашова, которую я очень уважаю, рассказывает о том, что у ребенка есть один единственный период, когда идет интенсивное развитие его креативности – с пяти до семи лет, то есть как раз перед школой.

Но сейчас существует тенденция начинать изучать школьную программу раньше, что требует потратить энергию на другие навыки и компетенции : логика, подчинение правилам, терпеливое воспроизводство – ,короче,  все то, что прямо противоположно креативности. Катерина Мурашова так и говорит: «Очень жаль».

Пример HTML-страницы

Для тех, кто хочет подробностей, рекомендую посмотреть это видео с лекцией Мурашовой:

конкретно этот фрагмент о периоде развития креативности объясняется на 1.20

О подготовке

НЕТ подготовке к подготовке. В младенчестве готовимся к детскому саду, в саду — к школе, в школе — к институту и так далее. Пока не пора будет готовиться к гробу, видимо.

Да   : учимся жить здесь и сейчас. Ребенок не будущий человек, он уже человек  и у него уже жизнь. Очевидно? Ах, если бы ).

О методиках

НЕТ развитию исключительно при помощи специализированных методик, материалов и центров.

ДА как можно более разнообразному опыту реальных жизненных действий  через наблюдение за родителями, посильное участие в их делах, осуществление своих маленьких «проектов». В этом контексте очень важна роль матери:  чем она занимается и как она себя чувствует в этом. К примеру, если мать погружена в домашнее хозяйство, которое при этом не приносит ей удовлетворения и самореализации, – что она транслирует своей маленькой дочери?

Деятельные и реализованные родители дают ребенку богатую пищу для развития только за счет того, что малыш присутствует рядом с ними. Такая модель обучения до сих пор является основой в восточной философской традиции, когда ученик перенимает качества учителя за счет того, что живет подле него.

Великий педагог Януш Корчак написал об игрушках то, что мне, фанату игрушек, вообще было больно читать. Но я все же признаю, что это правда: игрушки – это плод рафинированной среды, где физически отсутствуют естественные стимулы для развития – живая природа, ремесленные занятия, расширенная семья и община. Чем более стерильна среда, тем больше потребность ребенка в игрушке. Даже плюшевый мишка, этот трогательный символ детства, уходит корнями в психологическую депривацию… В своей отдельной кроватке малыш обнимает игрушку, когда он лишен объятий матери.

Я надеюсь, что у вас не сложилось мнение, что я категорически против методик раннего развития? Это вовсе не так, я лишь призываю к вдумчивому выбору и здоровому отношению к ним. Например, я использую набор для развития речи «Умница», получивший хорошие отзывы от знающих товарищей. Самые внимательные могут найти карточку и игрушку из этого набора на фотках в этой статье ).

О приспособлениях

НЕТ тотальному сглаживанию острых углов при помощи различных приспособлений, таких как ходунки, чашки-непроливайки, соски и одноразовые подгузники. Подумайте сами : все это призвано облегчить жизнь ребенка. Но нужно ли ему это? Ребенок способен принять вызов той среды, в которой ему предстоит жить, это и есть самое важное и плодотворное развитие.

ДА умеренности в использовании всех этих маленьких помощников. Изучайте принципы естественного родительства, чтобы глубже разобраться в этом вопросе.

О сравнении

НЕТ сравнению темпов развития ребенка с другими детьми (или с собой в детстве).   Не стоит озвучивать свои переживания при ребенке,  так как малыш может усвоить, что он «недостаточно хорош». А это впечатление от себя зарубит все ваши благие начинания на корню. На мой взгляд,  вообще сложно нанести больший ущерб ребенку, чем повредить его уверенность в себе. И никто, кроме родителей,  не способен на такое глубокое влияние.

ДА в каком бы темпе ни развивался ребенок, всегда можно найти повод для одобрения.

Если темп развития ребенка является причиной беспокойства, то это повод:

  • поискать причину в проблемах ниже по пирамиде потребностей Маслоу. Возможно, малыш тратит энергию где-то на более базовом уровне, например, не чувствует себя безопасно.
  • поработать над собой, то есть, не закрался ли тут какой-нибудь зловредный комплекс из разряда «я-плохая-мать».
  • подумать о том, что развитие часто идет скачкообразно, ребенок может не проявлять его признаки явно, но внутри у него идет работа.
  • деликатно предложить малышу занятия (здесь можно найти массу хороших методик), направленные на развитие непроявленной способности. Ключевое слово «деликатно», то есть,   без акцентирования внимания на этом, с готовностью к тому, что малыш может не принять эти занятия, или что они могут не подействовать.
  • защищать малыша от бестактных намеков окружающих, транслируя уверенность в том, что с ребенком все в порядке.

На этом я заканчиваю свой список. Моей дочери сейчас один год и два месяца, поэтому я ориентировалась на возраст от года до трех лет. Но, перечитав статью, я поняла, что все эти принципы верны как для младенцев с рождения, так и для старших дошкольников лет в пять-шесть. В школьном возрасте начинается немного другая история, не буду забегать вперед ). Лучше буду ждать ваших комментариев! Понравилась ли вам статья? Буду очень счастлива получить дополнения от более опытных родителей и полезные ссылки по теме ).

Искренне ваша

Пример HTML-страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.